Понедельник, 25.11.2024, 03:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Использование информационных систем при осуществлении финансового контроля

Одним из современных способов оптимизации финансового контроля является использование информационных систем, которые позволяют в автоматизированном режиме осуществлять проверку использования бюджетных средств, выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, соблюдения учета и отчетности и решать иные задачи финансового контроля.

В силу огромного объема информации, подлежащей постоянному анализу в целях обеспечения быстроты и точности принимаемых решений, действенный финансовый контроль не может существовать и развиваться без высокоэффективной системы управления, основанной на информационных технологиях. За счет автоматизации процессов управления с применением соответствующих информационных систем обеспечивается высокий уровень оперативного реагирования на изменения, происходящие в значительном массиве объектов контроля.

Применение информационных технологий при осуществлении финансового контроля базируется на общих для всех информационных систем положениях.

Термин "информация" происходит от латинского слова informatio (сведение, разъяснение, ознакомление); "технология" - от греческих слов techne (искусство, мастерство, умение) и logos (слово, учение). Таким образом, информационные технологии представляют собой процесс сбора, обработки, хранения и передачи информации с использованием специальных методов и программно-технических средств.

Основной средой, в которой функционирует информационная технология, является информационная система.

Термин "система" (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение) в самом общем виде можно охарактеризовать как комплекс взаимосвязанных элементов, создающих определенную целостность, и является образованием более высокого порядка, чем составляющие ее элементы. Информационная система представляет собой целостный комплекс информационно-телекоммуникационных и программных средств сбора, обработки, хранения и предоставления информации.

Современные информационные отношения основываются на Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (далее - Стратегия) <1>, закрепившей цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий для формирования и развития информационного общества.

В Стратегии учтены международные обязательства Российской Федерации, требования Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов (Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии) и других международных документов, принятых в целях развития информационного общества.

В частности, Окинавская хартия глобального информационного общества (Окинава, 22 июля 2000 г.) является одним из основополагающих международных документов, признавших информационно-коммуникационные технологии в числе прочих ключевым фактором, влияющим на развитие не только мировой экономики, но и отдельных государств, а также оказывающим "революционное воздействие" на изменение гражданского общества. Помимо безусловного преимущества информационных технологий в обеспечении экономического роста мировой экономики в Хартии отмечаются значительные перспективы их широкого использования в государственном секторе в рамках совершенствования системы управления.

В Стратегии в качестве одной из ключевых целей формирования информационного общества в Российской Федерации определено совершенствование системы государственного управления на основе информационных и телекоммуникационных технологий. При этом одним из базовых принципов этой деятельности является обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. Развитие информационных технологий предусматривает совершенствование государственных информационных систем и ресурсов, а также создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры обеспечения нужд государственного управления и правопорядка.

Нормативно вопросы применения информационных технологий, производства и распространения информации урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>, в ст. 2 которого установлены категории информации, информационных технологий и информационных систем.

Информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, а информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

В Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ст. 13) также закреплены виды информационных систем, которые подразделяются на:

1) государственные информационные системы, включающие в себя федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органов местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

В законодательстве установлены определенные правила создания и функционирования информационных систем. Основные из них содержатся в вышеуказанном Законе.

Так, в нем предусмотрено требование обязательного размещения исключительно на территории РФ технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями.

Порядок и особенности эксплуатации государственных и муниципальных информационных систем регламентируются техническими регламентами или нормативными правовыми актами государственных органов либо нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем. Вопросы функционирования негосударственных информационных систем решаются их операторами самостоятельно.

В целях автоматизации процесса финансового контроля, осуществляемого государственными (муниципальными) органами, применяются государственные информационные системы.

Информация, содержащаяся в таких информационных системах, является официальной и наравне с иными имеющимися в распоряжении государственных органов сведениями и документами составляет государственные информационные ресурсы (п. 9 ст. 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Основной массив данных таких систем составляет статистическая и иная документированная информация, предоставляемая физическими лицами, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления в обязательном порядке, установленном законодательством.

В целях соблюдения безопасного использования государственной информационной системы на государственные органы, ответственные за ее функционирование, возлагается обязанность обеспечить достоверность и актуальность содержащейся в ней информации, доступ к ней, а также защиту от неправомерных уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, распространения и иных незаконных действий.

В законодательстве предусмотрен перечень открытой, содержащейся в государственных информационных системах информации, доступ к которой не может быть ограничен.

Например, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" такой информацией являются сведения об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Перечни открытой информации (которые, безусловно, не являются исчерпывающими) содержатся и в других нормативных правовых актах: Федеральных законах от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1>, от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2>, от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <3> и др.

В случае если в государственной информационной системе осуществляется обработка общедоступной информации, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственными органами должно быть организовано размещение такой информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытой форме и созданы технологические условия, обеспечивающие возможность ее получения любым гражданином или организацией.

В то же время доступ с использованием сети Интернет к информации, размещенной в государственных информационных системах, может быть ограничен требованиями авторизации и аутентификации. Так, в Постановлении Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" <1> определены следующие случаи, когда доступ к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предоставляется с использованием сети Интернет исключительно авторизованным пользователям информации, прошедшим соответствующую идентификацию:

1) законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено взимание сборов за предоставление информации;

2) получение доступа к информации, не относящейся к:

- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

- сведениям о состоянии окружающей среды;

- сведениям о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (включая информацию, созданную в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления либо поступившую в указанные органы и организации), а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

- сведениям, накапливаемым в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

- иным сведениям, недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.

Кроме того, в законодательстве предусмотрен запрет на свободное распространение отдельных категорий информации, в том числе образующейся в рамках осуществления органами государственной (муниципальной) власти финансового контроля. Перечни такой информации содержатся в значительном числе правовых актов: в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <1>, Федеральных законах от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <2>, от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <3>, от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <4>, от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иных законодательных актах. В них устанавливаются условия и требования к обеспечению сохранности информации, а также ответственность за ее разглашение.

В связи с этим в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определены организационные и технические меры защиты информации, направленные на соблюдение режима ее конфиденциальности (исключение неправомерных доступа, копирования, предоставления или распространения), целостности (защита от неправомерных уничтожения или модифицирования), а также доступности (предотвращение неправомерного блокирования).

В целях защиты указанной категории сведений, содержащихся в государственных информационных ресурсах, Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17 <1> в соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" утверждены Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, которые являются обязательными при обработке информации в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе используемых для осуществления финансового контроля.

В комплексе реализация всех предусмотренных данными Требованиями мер защиты должна обеспечивать:

- идентификацию и аутентификацию субъектов и объектов доступа;

- управление доступом к информации;

- ограничение программной среды;

- защиту машинных носителей информации;

- регистрацию событий безопасности;

- антивирусную защиту;

- обнаружение (предотвращение) вторжений;

- контроль (анализ) защищенности информации;

- целостность информационной системы и информации;

- доступность информации;

- защиту среды виртуализации;

- защиту технических средств;

- защиту информационной системы, ее средств, систем связи и передачи данных.

Формирование государственных информационных систем осуществляется в рамках Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства, одобренной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р <1>, установившей в качестве приоритетного направления деятельности органов государственной власти повышение качества административно-управленческих процессов и совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, в том числе обеспечение оперативности и полноты финансового контроля за результативностью деятельности органов государственной власти.

В связи с этим в указанной Концепции предусматривается создание путем интеграции ведомственных информационных систем единой государственной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации, направленной на повышение качества принимаемых управленческих решений органов государственной власти.

Создание государственных информационных систем регламентировано нормативными правовыми актами законодательного уровня. Например, в Федеральных законах от 28 декабря 2013 г. N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" <1> и от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" <2>, в Основах законодательства РФ о нотариате (гл. VII.1 "Единая информационная система нотариата"), в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (гл. 7 "Информационные системы и информационные технологии") <3>, в Лесном кодексе РФ (гл. 2.3 "Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней") <4>, в Федеральных законах от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 91 "Информационные системы в сфере здравоохранения") <5>, от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 98 "Информационные системы в системе образования") <6>, от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ст. 10 "Государственная информационная система миграционного учета") <7>, в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (ст. 6.1 "Государственная информационная система в области средств массовой информации") <8> и др.

Образование информационных систем в области финансового контроля предусмотрено в ст. 241.2 "Единый портал бюджетной системы Российской Федерации" БК РФ, в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <1> (ст. 21 регламентирует создание Единого портала государственных и муниципальных услуг), Законе о Счетной палате (в ст. 13 в качестве одной из функций Счетной палаты РФ предусмотрено обеспечение развития и функционирования информационной системы в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами аудита (контроля)) и др.

Порядок формирования и ведения государственных информационных систем, как правило, закрепляется в положениях о них, утверждаемых актом Правительства РФ. В качестве примера следует привести Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" <1>, от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета" <2>, от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" <3>, от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <4>, от 4 марта 2011 г. N 149 "О федеральной государственной информационной системе "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" <5> и др.

Указанными нормативными правовыми актами определяется федеральный орган государственной власти, ответственный за функционирование и развитие государственной информационной системы, который в большинстве случаев является заказчиком и координатором работ по формированию такой системы и осуществляет контроль за внесением в нее соответствующей информации.

К числу вопросов, разрешаемых при создании информационной системы, также относятся:

- цели создания системы и порядок ее формирования;

- принципы, на основе которых функционирует информационная система;

- субъекты информационного взаимодействия (обмена);

- состав и объем сведений, содержащихся в системе, в том числе порядок и срок их хранения, а также внесения в них изменений;

- полномочия соответствующего федерального органа исполнительной власти по обеспечению функционирования системы;

- порядок доступа к сведениям и их предоставления;

- обеспечение защиты сведений и ответственность участников информационного обмена и др.

Внедрение информационных систем для осуществления финансового контроля позволяет реализовать ряд преимуществ автоматизации управленческих процессов в этой сфере, основными из которых являются:

- упрощение процедур сбора и обобщения первичной и последующей (в том числе аналитической) информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий по выполнению финансовых обязательств перед государством, а также по проверке правильности использования бюджетных средств;

- автоматизация процессов контроля за соблюдением правил совершения финансовых операций и расчетов;

- сокращение времени, необходимого для анализа информации и выработки предложений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества;

- оперативный доступ к результатам предыдущих контрольных мероприятий;

- автоматизация процесса контроля за устранением нарушений финансовой дисциплины;

- учет и анализ значительного количества данных, высокое качество и соблюдение стандартов государственного финансового контроля;

- обобщение опыта, практики осуществления финансового контроля в целях выработки предложений по совершенствованию управления финансами;

- обеспечение открытости информации о результатах деятельности органов финансового контроля.

В настоящее время большинство органов государственного финансового контроля реализуют свои полномочия в этой сфере с использованием информационных систем. К их числу относятся следующие.

1. Государственная информационно-аналитическая система контрольно-счетных органов РФ (далее - ГИАС КСО) создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 мая 2011 г. N 926-р "О создании, развитии, обеспечении функционирования государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации" <1> и Приказом Председателя Счетной палаты РФ от 10 октября 2011 г. N 100, утвердившим Положение о ней.

ГИАС КСО представляет собой совокупность содержащейся в базах данных контрольно-счетных органов РФ информации о результатах деятельности таких органов, обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

В соответствии с Положением о ГИАС КСО с ее помощью обеспечиваются обработка, систематизация, анализ и хранение информации, касающейся:

- планируемых контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий и результатов их проведения контрольно-счетными органами РФ;

- бюджетного процесса и основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;

- стандартов финансового контроля Счетной палаты РФ и нормативных (методических) документов по проведению государственного и муниципального финансового контроля;

- иной информации, связанной с деятельностью контрольно-счетных органов РФ.

Данные сведения используются для выполнения задач информационно-аналитического обеспечения контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов РФ, а также для осуществления ими эффективного взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и другими участниками бюджетного процесса.

В целях обеспечения информационного взаимодействия помимо контрольно-счетных органов РФ в число участников ГИАС КСО также входят государственные органы и организации, подключенные к системе на основании соглашений, заключенных в порядке, установленном распоряжением Счетной палаты РФ от 8 декабря 2011 г. N 158-р.

Взаимодействие в ГИАС КСО организуется через сайт Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, размещенный в сети Интернет <1>, с использованием инфраструктуры электронного правительства. В связи с этим доступ к информационным ресурсам предоставляется при условии прохождения идентификации и аутентификации в информационной системе электронного правительства.

ГИАС КСО является территориально-распределенной автоматизированной системой, информация в которой организована по трем уровням:

1) федеральный, в рамках которого обеспечиваются сбор, обработка, хранение и распространение информации, поступающей со всех уровней ГИАС КСО и других информационных систем;

2) региональный, содержащий сведения контрольно-счетных органов субъектов РФ, участников бюджетного процесса субъектов РФ и других информационных систем;

3) муниципальный, основу которого составляют данные контрольно-счетных органов муниципальных образований и участников бюджетного процесса муниципальных образований.

В Положении определены следующие базовые принципы построения ГИАС КСО, на основе которых она функционирует:

- полнота, актуальность, доступность, достоверность используемой информации;

- открытость для интеграции и взаимодействия с другими государственными и негосударственными информационными системами;

- разделение полномочий по доступу к данным пользователей контрольно-счетных органов РФ и других организаций на основании соглашений и в соответствии с законодательством РФ;

- единство стандартов технологий, форматов, протоколов взаимодействия участников создания и эксплуатации системы и семантическое единство информационных ресурсов (единство терминов, нормативно-справочной, технико-экономической и социальной информации, системы показателей, отчетности);

- комплексная безопасность ГИАС КСО.

С использованием ГИАС КСО контрольно-счетные органы реализуют следующие функции:

- аудит процессов формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, подготовка аналитической отчетности;

- аудит формирования и реализации приоритетных национальных проектов, бюджетных программ и проектов отраслевого, регионального и муниципального развития;

- анализ и прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;

- сравнение финансового положения и основных показателей социально-экономического развития различных субъектов РФ, в том числе с учетом величины и структуры регионального долга и расходов на его обслуживание;

- планирование и контроль деятельности контрольно-счетных органов РФ, обобщение основных результатов контрольных мероприятий (учет выявленных нарушений и сумм возвращенных в бюджет средств);

- накопление нормативно-справочной информации и др.

2. Автоматизированная информационная система "Финансы" (далее - АИС "Финансы") создана на основании решения Министерства финансов РФ от 11 ноября 1998 г. N 10-2.

АИС "Финансы" представляет собой интегрированную базу данных, обеспечивающую автоматизацию функций и полномочий, возложенных на Министерство финансов РФ.

В рамках данной информационной системы организуется взаимодействие подразделений Министерства финансов РФ, других федеральных органов исполнительной власти, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, и финансовых органов субъектов РФ.

АИС "Финансы" позволяет Министерству финансов РФ реализовывать следующие полномочия:

- составление проекта федерального бюджета, ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- управление государственным долгом Российской Федерации, учет информации о долговых обязательствах субъектов РФ и муниципальных образований;

- организация перечисления межбюджетных трансфертов, обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

- организация мониторинга бюджетного сектора, методическое руководство бюджетным планированием.

Работа с подсистемами АИС "Финансы" регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ. Например, учет операций по поступлениям в бюджетную систему РФ, а также их распределения между бюджетами осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 27 декабря 2006 г. N 568 "Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по администрированию поступлений в федеральный бюджет по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" бюджетной классификации Российской Федерации", согласно которым внесение сведений в АИС "Финансы" допускается только с применением соответствующих документов и форм регистров бюджетного учета: выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, расчетных документов, извещения о направлении дополнительных поступлений, отчетов, справок, расшифровок по некассовым операциям.

Одной из ключевых задач финансового контроля, решаемой с помощью АИС "Финансы", является автоматизация процесса сбора, учета, контроля и анализа сведений главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета, поступающих от Федерального казначейства, а также представления в Федеральное казначейство сведений о помесячном распределении поступлений в федеральный бюджет. Данная система обеспечивается с помощью подсистемы "Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году" <1>.

Информационный обмен, позволяющий проводить оперативный учет исполнения кассового плана в части доходов федерального бюджета, в том числе путем оценки ежемесячного поступления доходов, осуществляется в электронном виде посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет <1>. На основании разрабатываемого Министерством финансов РФ прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет главные администраторы доходов федерального бюджета представляют в это Министерство прогноз помесячного поступления доходов в федеральный бюджет на очередной квартал текущего финансового года и сведения о помесячном распределении поступлений доходов в федеральный бюджет.

В рамках АИС "Финансы" также организуется работа по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (Приказ Минфина России от 15 августа 2006 г. N 271). В информационной системе регистрируются исполнительные документы, учитываются суммы, предъявляемые к взысканию по исполнительному листу, и результат рассмотрения исполнительного листа с указанием взысканных сумм.

3. Автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы (далее - АИС ФНС России) включает в себя автоматизированную информационную систему "Налог" (далее - АИС "Налог") и автоматизированную информационную систему "Налог" ФНС России нового поколения (далее - АИС "Налог-3").

В соответствии с Положением, утвержденным Приказом ФНС России от 18 июня 2014 г. N ММВ-7-6/323@, АИС ФНС России представляет собой единую информационную систему, обеспечивающую сбор и анализ информации, статистических данных и иных сведений, необходимых для принятия управленческих решений налоговыми органами.

В качестве основных принципов построения АИС ФНС России в Положении закреплены:

- систематизация сбора, хранения и использования информации, образующейся в процессе выполнения налоговыми органами своих полномочий;

- предоставление информации внешним потребителям;

- актуальность и достоверность информации, адаптируемость ее состава к изменяющимся требованиям;

- открытость и доступность информации, за исключением информации ограниченного доступа;

- безопасность АИС ФНС России с учетом требований обеспечения информационной безопасности;

- единство стандартов технологий, форматов всех элементов АИС ФНС России, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентов отчетности.

В структуре АИС ФНС России функционирует ряд подсистем, с помощью которых, во-первых, обеспечиваются сбор, систематизация, обработка, хранение данных и предоставление информации, осуществляются форматно-логический контроль данных, интеграция с другими информационными системами. Во-вторых, организуется взаимодействие с налогоплательщиками. В-третьих, происходит формирование реестров, справочников и классификаторов, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы. В-четвертых, проводятся оценка, анализ и контроль информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов. В-пятых, формируется база нормативной, статистической и аналитической информации в рассматриваемой сфере.

Доступ к информации, содержащейся в АИС ФНС России, осуществляется путем удаленного доступа через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в режиме запрос-ответ посредством веб-интерфейса. В связи с тем, что в информационной системе помимо статистической и технологической информации содержатся федеральные информационные ресурсы, являющиеся персональными данными и данными, отнесенными к налоговой тайне, обязательным условием работы с такими данными в АИС являются идентификация и аутентификация пользователей.

В качестве основной подсистемы АИС ФНС России функционирует АИС "Налог", представляющая собой автоматизированную систему, информация в которой распределена по трем уровням:

1) федеральный, включающий информационные массивы ФНС России и межрегиональных инспекций;

2) региональный, содержащий данные подразделений ФНС России по субъектам РФ и межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам;

3) местный, объединяющий информационные ресурсы инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекций ФНС России межрайонного уровня.

Вместе с тем в настоящее время происходит развертывание АИС "Налог-3" - новейшей системы, объединяющей все данные налогового администрирования в единой централизованной базе данных федерального уровня. Таким образом, создается целостный массив актуальной информации, для формирования которого отсутствует необходимость в межуровневом обмене данными, приводящем к их дублированию и ошибкам.

Такая архитектура информационной системы позволяет обеспечить единые подходы к аналитической работе на всех уровнях (федеральном, региональном и местном), повысить качество данных и обеспечить их структурированность, проводить анализ показателей от макроуровня до конкретного налогоплательщика, организовать эффективное хранение информации и ее оперативное предоставление пользователям <1>.

Кроме того, расширен перечень задач АИС "Налог-3", который включает в себя следующие направления:

1) управленческая деятельность (результаты и эффективность деятельности территориальных налоговых органов; система управления рисками; поступление администрируемых доходов и оценка исполнения доходных частей бюджетов по уровням бюджетной системы; внутренний аудит налоговых органов);

2) анализ состояния налоговой системы (динамика количества и структурный состав налогоплательщиков; структура налоговой базы; задолженность по налогам и сборам; банкротство; результаты контрольной и надзорной деятельности; результаты досудебного урегулирования споров; результаты судебных споров; результаты и эффективность межведомственного взаимодействия с МВД России, Следственным комитетом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, ФТС России, ФССП России, Пенсионным фондом РФ, Федеральным казначейством, Росфинмониторингом и др.);

3) контрольная и надзорная деятельность (формирование досье налогоплательщика; налоговый и валютный контроль; контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники; контроль полноты учета выручки и использования специальных банковских счетов);

4) оказание государственных услуг (выдача специальных марок для маркировки табачной продукции, свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, а также свидетельств о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом);

5) урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства;

6) государственная регистрация и учет налогоплательщиков;

7) анализ исчисления имущественных налогов налоговыми органами.

4. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в ред. Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" <1>)).

Создание ГИС ГМП обусловлено требованиями п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в котором содержится запрет органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, требовать от заявителя документы и информацию, в том числе подтверждающие внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций. Указанные сведения должны содержаться в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

ГИС ГМП представляет собой централизованную информационную систему, в рамках которой с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия <1> обеспечиваются получение и передача информации о платежах между администраторами доходов бюджета и организациями по приему платежей. Формирование, развитие и обслуживание ГИС ГМП возложены на Федеральное казначейство.

Основными целями ГИС ГМП являются сбор и передача сведений о начисленных и уплаченных платежах за предоставление государственных (муниципальных) услуг и иных платежах в бюджетную систему РФ гражданам и организациям (в целях их информирования о числящихся за ними обязательствах перед бюджетами бюджетной системы РФ), а также органам власти (для предоставления государственных (муниципальных) услуг без истребования с заявителя документов, подтверждающих их оплату).

Порядок ведения ГИС ГМП определен Приказом Казначейства России от 30 ноября 2012 г. N 19н <1>, в котором установлен перечень информации, необходимой для внесения платежей за государственные (муниципальные) услуги, определены механизмы ее предоставления и доступа к ней.

В соответствии с нормативными предписаниями ст. 21.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в формировании ГИС ГМП участвуют:

- государственные (муниципальные) учреждения, взимающие платежи за государственные (муниципальные) услуги (например, ГИБДД, ФНС России, ФССП России, организации ЖКХ и др.);

- подразделения Федерального казначейства и иных органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кредитные организации, организации почтовой связи, а также иные органы и организации (например, портал государственных услуг, многофункциональные центры "одного окна"), через которые оплачиваются государственные (муниципальные) услуги.

Государственные (муниципальные) учреждения после начисления платежа за оказываемые услуги представляют в ГИС ГМП соответствующую информацию, необходимую для его уплаты, а сведения об их уплате направляют в ГИС ГМП, органы Казначейства России, кредитные организации и иные организации, осуществляющие перевод указанных денежных сумм.

Аккумулируемая в ГИС ГМП информация востребована для формирования аналитической и оперативной отчетности, необходимой для осуществления финансового контроля. Согласно Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года, утвержденной Приказом Минфина России от 29 августа 2013 г. N 227, она дает возможность оперативно осуществлять администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также предварительное квотирование начислений и платежей (установление соответствия совершенного платежа конкретному начислению). Кроме того, для физических и юридических лиц ГИС ГМП представляет собой новый удобный сервис, позволяющий в режиме "одного окна" получать информацию об имеющихся у них обязательствах перед бюджетом и осуществлять их оплату.

5. Электронный бюджет - государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами.

Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" одобрена распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р <1> (далее - Концепция).

Оператором системы "Электронный бюджет", обеспечивающим ее функционирование, защиту аккумулируемой в ней информации, а также предоставление организационной, консультационной и технической поддержки пользователям, является Федеральное казначейство.

Формирование системы "Электронный бюджет" в соответствии с указанным распоряжением Правительства РФ осуществлялось в два этапа: в 2011 - 2012 гг. - разработка и внедрение системы, в 2013 - 2015 гг. - ее развитие.

Согласно Концепции целью создания системы "Электронный бюджет" является необходимость оптимизации государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Внедрение данной системы позволит обеспечивать прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также осуществлять общественный контроль с применением современных информационных технологий <1>.

Реализация Концепции направлена на решение задач по осуществлению действенного финансового контроля за деятельностью публично-правовых образований (в том числе ведением бухгалтерского учета, финансовой и иной отчетности); результатами реализации государственных программ и оказания государственных услуг; процессами составления и исполнения бюджетов; закупками товаров, осуществлением работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и др.

Доступ к информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет", обеспечивается с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет через созданный в соответствии с требованиями ст. 241.2 БК РФ единый портал бюджетной системы РФ (доменное имя - www.budget.gov.ru).

Структурно система "Электронный бюджет" состоит из следующих элементов:

- централизованные подсистемы системы "Электронный бюджет", реализующие интеграцию и автоматизацию таких процессов, как бюджетное планирование, управление государственными доходами и расходами, государственным долгом, финансовыми активами, государственными закупками, бухгалтерским учетом, а также процессов, связанных с осуществлением финансового контроля;

- сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет", с помощью которых пользователи - органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения могут получать информацию из централизованных подсистем;

- единый портал бюджетной системы РФ - содержащий информацию о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований.

С помощью централизованной подсистемы финансового контроля обеспечивается доступ Счетной палаты РФ и иных контролирующих органов к информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет", в целях планирования контрольных мероприятий, их проведения и мониторинга устранения выявленных нарушений.

Кроме того, подсистема предназначена для осуществления федеральными органами исполнительной власти анализа финансовой деятельности подведомственных им учреждений.

При этом Концепция для удобства пользователей предусматривает на едином портале бюджетной системы РФ обеспечение доступа к информации, размещенной на других официальных сайтах, в том числе:

- о выполнении государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) заданий и об использовании закрепленного за ними имущества;

- о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru);

- о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров (www.torgi.gov.ru);

- о государственных и муниципальных услугах (www.gosuslugi.ru) и др.

Из сказанного можно сделать вывод, что рассмотренные информационные системы, используемые в целях осуществления финансового контроля, кардинально отличаются от ранее применяемых средств контроля. Потенциал, заключенный в автоматизации процессов сбора огромного массива финансовой информации, ее обобщения, структурирования, анализа, производимых в режиме реального времени, позволяет не только обеспечить скорейшее достижение результата и эффективность контроля, но и открывает новые перспективы оптимизации данного направления управленческой деятельности и повышения качества принимаемых решений в этой сфере.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (08.03.2017)
Просмотров: 1128 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%