Понедельник, 25.11.2024, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Счетная палата Российской Федерации и ее компетенция

Счетная палата РФ - высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию РФ, участвующий в осуществлении парламентского контроля. Конституционный Суд РФ охарактеризовал Счетную палату как специализированный постоянно действующий орган парламентского контроля за исполнением федерального бюджета <1>. Независимость высшего контрольного органа, гарантированная Конституцией РФ и законом, "позволяет ему работать с высокой степенью инициативы и автономии даже в том случае, когда он выступает представителем парламента и проводит проверки по указаниям последнего" (ст. 8 Лимской декларации руководящих принципов контроля). Деятельность Счетной палаты РФ не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы (ст. 2 Закона о Счетной палате).

Счетная палата РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами (в пределах ее компетенции), обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие РФ. В соответствии со своими полномочиями она вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства РФ и развитии финансовой системы РФ, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.

Содержание направлений деятельности Счетной палаты РФ устанавливается в соответствии с Законом о Счетной палате, БК РФ, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также стандартами Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Закона о Счетной палате). Правовой основой регулирования процедурных и внутренних вопросов деятельности Счетной палаты РФ является ее Регламент <1>. Счетная палата разрабатывает и утверждает общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований <2>.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ, как указывает С.М. Шахрай, распространяются, по существу, на всех экономических субъектов вне зависимости от видов и форм собственности, если "они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества" <1>. Перечень основных задач Счетной палаты РФ определен в ст. 5 Закона о Счетной палате. К ним относятся:

1) контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;

4) анализ недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса;

5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов;

6) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

7) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях РФ;

8) обеспечение (в пределах компетенции) мер по противодействию коррупции.

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется Счетной палатой РФ путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля). В Законе о Счетной палате закреплены следующие виды контрольной и экспертно-аналитической деятельности:

- финансовый аудит (контроль). Цель - документальные проверки достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, проверки финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля) <1>;

- аудит эффективности. Цель - определение эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций;

- стратегический аудит. Цель - оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации;

- иные виды аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

К таким видам аудита относятся, в частности, аудит государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ); аудит государственных и международных инвестиционных проектов; аудит федеральных информационных систем и проектов; аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля). Счетная палата осуществляет как предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, так и комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Важным направлением ее работы является и аудит (контроль) деятельности Центрального банка РФ, других банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему Российской Федерации, в части обслуживания ими федерального бюджета и других федеральных денежных средств, а также деятельности Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Счетной палате обязаны оказывать содействие, предоставляя информацию, необходимую для выполнения ее задач и функций, контрольные органы Президента и Правительства РФ, органы государственной безопасности, правоохранительные органы, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Центральный банк РФ, финансовые органы, налоговые органы и иные государственные органы, подразделения внутреннего аудита.

На современном этапе приоритетной для Счетной палаты РФ является задача повышении результативности аудиторской работы. Это касается как национальной деятельности, так и деятельности в формате экономической интеграции. И здесь одним из важных вопросов взаимодействия органов государственного контроля стран - участниц Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) является разработка методологического обеспечения внешнего аудита и соответствующих стандартов аудита в рамках ЕАЭС.

Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. предусматривает активное участие национальных органов государственного финансового контроля в деятельности ЕАЭС. Предусмотрена ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов ЕАЭС для осуществления контроля за исполнением его бюджета. Ее будет осуществлять группа ревизоров - представителей органов государственного финансового контроля государств - членов ЕАЭС <1>.

В целях определения эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета ЕАЭС, эффективности использования его имущества и других активов ст. 22 Договора о ЕАЭС предусмотрен внешний аудит (контроль) <1>. Стандарты и методология внешнего аудита (контроля) совместно определяются высшими органами государственного финансового контроля государств-членов. Кроме того, Счетная палата РФ при сотрудничестве с Контрольной палатой Республики Армения, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан в рамках совместных контрольных мероприятий будут ежегодно проверять соблюдение уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС положений Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, а также иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, их перечисления в доход бюджетов государств-членов. Обладая опытом соответствующей деятельности в рамках аудита бюджета Союзного государства с Республикой Беларусь, Счетная палата РФ активно участвует в реализации Договора о ЕАЭС, являясь координатором работы по институированию органов аудита и контроля.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (08.03.2017)
Просмотров: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%