Современный этап развития финансовых отношений характеризуется комплексным реформированием системы государственного (муниципального) финансового контроля, направленного на:
1) организацию действенного контроля за эффективностью использования бюджетных средств;
2) уточнение полномочий государственных и муниципальных органов по осуществлению финансового контроля;
3) введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определение на законодательном уровне их форм, методов и объектов и др. <1>.
Законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ в БК РФ была введена ст. 160.2-1, в которой закреплены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ на главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета возложены полномочия по осуществлению:
- внутреннего финансового контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этими главными администраторами бюджетных средств и подведомственными им администраторами бюджетных средств. При этом при проведении внутреннего финансового контроля главные распорядители бюджетных средств должны подготовить и организовать осуществление мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
- внутреннего финансового аудита, направленного на определение оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, а также на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Соответственно, внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными администраторами бюджетных средств и подведомственными им администраторами бюджетных средств. В отличие от внутреннего финансового контроля внутренний финансовый аудит ориентирован на:
1) определение оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности;
3) соблюдение порядка ведения бюджетного учета, методологии и стандартов бюджетного учета;
4) подготовку и разработку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
При этом внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Однако по состоянию на 1 ноября 2013 г. отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие единый порядок проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Единственным нормативным актом в указанной сфере является Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденное Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля".
По результатам экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ в начале января 2013 г. в ФНС России (главный администратор доходов бюджета) был выявлен наиболее высокий уровень внутреннего финансового контроля. В связи с этим представляется целесообразным провести анализ особенностей правового регулирования ВГФК на примере ФНС России.
Право (но не обязанность) ФНС России на осуществление внутреннего финансового аудита было закреплено в ст. 270.1 БК РФ (в настоящее время не действует в связи с вступлением в силу Закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ). В соответствии со ст. 270.1 БК РФ (введена Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <1>) органы исполнительной власти (органы местной администрации) были вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществлявшие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Таким образом, ФНС России установила внутренние стандарты и процедуры по подготовке и организации осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Причем внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета не являются общими стандартами и процедурами, обязательными для всех участников бюджетного процесса.
Внутренний финансовый аудит (внутренний контроль) в ФНС России осуществляется в рамках процедур проверочной деятельности, определенных в Положении, утвержденном вышеуказанным Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н. Данное Положение распространяется на деятельность федеральных органов исполнительной власти - субъектов финансового контроля при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Эти процедуры достаточны для решения поставленной задачи - оценки законности и эффективности при использовании финансовых и материальных ресурсов. Проанализируем соответствие процедур оценки законности и эффективности при использовании финансовых и материальных ресурсов, определенных Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н, процедурам осуществления внутреннего финансового аудита в ФНС России.
Организационно-правовые основы проведения внутреннего финансового аудита территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, закреплены в Приказе ФНС России от 15 февраля 2012 г. N ММВ-7-5/86@ "Об утверждении Регламента проведения внутреннего финансового аудита территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы" (далее - Приказ N ММВ-7-5/86@, Регламент). В соответствии с данным Приказом внутренний финансовый аудит является формой финансового контроля за работой территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, которым охватываются все направления финансово-хозяйственной деятельности (проверка), и представляет собой контрольные действия или исследование состояния дел на определенном участке (направлении) финансово-хозяйственной деятельности (тематическая проверка).
В Приказе N ММВ-7-5/86@ определено, что внутренний финансовый аудит - это процесс контроля за соблюдением территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении ФНС России, установленных требований законодательства Российской Федерации с целью эффективного и результативного использования бюджетных средств, сохранности финансовых и нефинансовых активов и представления достоверной отчетности.
С содержательной стороны в соответствии с Регламентом внутренний финансовый аудит в налоговых органах представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной проверке правомерности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности и своевременности отражения их в бюджетном учете и отчетности проверяемого учреждения, своевременности представления бюджетной отчетности в вышестоящую организацию, законности действий руководителя, главного бухгалтера и других должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена ответственность за организацию и осуществление финансово-хозяйственной деятельности.
Цель финансового контроля за территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении Федеральной налоговой службы, в соответствии с Приказом N ММВ-7-5/86@:
1) повышение эффективности проведения внутреннего финансового аудита <1>;
2) обеспечение правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств;
3) соблюдение единого порядка проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности, а также рассмотрения их результатов.
Формы внутреннего финансового аудита в ФНС России определены Приказом N ММВ-7-5/86@.
Контроль за результативностью использования бюджетных средств территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении ФНС России, соблюдением внутренних стандартов и процедур ведения бюджетного учета средств федерального бюджета, иных источников, определенных законодательством Российской Федерации, осуществляется в форме проверки (тематической проверки) финансово-хозяйственной деятельности.
Задачей внутреннего финансового аудита в ФНС России является обследование финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФНС России и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, по направлениям, изложенным в Программе проверки финансово-хозяйственной деятельности.
Объект внутреннего финансового аудита в ФНС России - соблюдение территориальными органами ФНС России и учреждениями, находящимися в ведении ФНС России, установленных требований законодательства РФ с целью эффективного и результативного использования бюджетных средств, сохранности финансовых и нефинансовых активов и представления достоверной отчетности.
Субъекты внутреннего финансового аудита в ФНС России:
1) отдел внутреннего финансового аудита Финансового управления ФНС России;
2) отделы финансового контроля и обеспечения межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (далее - отделы финансового контроля);
3) структурные подразделения управлений ФНС России по субъектам РФ, обеспечивающие осуществление функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета, организацию бюджетного учета, формирование сводной отчетности, осуществление внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ (далее - финансовые отделы).
При необходимости проведение финансового аудита может быть поручено работникам нижестоящих территориальных налоговых органов.
Кроме того, в целях повышения эффективности и качества финансового аудита, проводимого работниками отдела внутреннего финансового аудита Финансового управления ФНС России, отделов финансового контроля межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, финансовых отделов управлений ФНС России по субъектам РФ, к участию в проверке могут быть привлечены работники структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, работники других территориальных органов ФНС России или учреждений, находящихся в ведении ФНС России.
Организация и осуществление внутреннего финансового аудита территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется в следующем порядке. В соответствии с Регламентом установлен единый порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита территориальных органов Федеральной налоговой службы, включающих межрегиональные инспекции, управления по субъектам РФ, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня (далее - территориальные органы ФНС России), а также федеральных казенных учреждений и федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении ФНС России (далее - учреждения ФНС России), оформления результатов и принятия решений по результатам проведенного внутреннего финансового аудита.
Принципы внутреннего финансового аудита в соответствии с Приказом N ММВ-7-5/86@:
- плановость, т.е. внутренний финансовый аудит деятельности территориальных органов ФНС России и учреждений ФНС России, который проводится в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым в установленном порядке <1>. При планировании проверок в основу положен принцип соблюдения периодичности проверок налоговых органов и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, в соответствии со сроками, определенными Регламентом.
Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения Плана проведения проверок на предстоящий календарный год (п. 3.2 Регламента).
План проведения проверок отделом внутреннего финансового аудита Финансового управления ФНС России и межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам разрабатывается Финансовым управлением ФНС России и утверждается приказом руководителя ФНС России. Финансовые отделы управлений ФНС России по субъектам РФ осуществляют контрольную работу на основе планов, разрабатываемых самостоятельно и утверждаемых руководителями соответствующих управлений ФНС России (п. 3.3 Регламента).
По каждому контрольному мероприятию в указанном Плане устанавливается субъект и объект финансового контроля, проверяемый период и срок проведения контрольного мероприятия.
Предусмотрено в соответствии с п. 3.5 Регламента, что проверки финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов ФНС России и учреждений ФНС России осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке. При этом:
- плановые проверки проводятся в соответствии с планом, утвержденным приказом руководителя ФНС России (руководителя управления ФНС России по субъекту РФ) (п. 3.6 Регламента);
- внеплановые проверки проводятся по распоряжению руководства ФНС России (руководителя управления ФНС России по субъекту РФ) по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности или отдельным вопросам использования бюджетных средств, выделяемых на содержание подведомственных ФНС России распорядителей (получателей) средств федерального бюджета (п. 3.6 Регламента).
Объекты внутреннего финансового аудита ФНС России и периодичность их проверок устанавливаются в следующем порядке:
1) для отдела внутреннего финансового аудита Финансового управления ФНС России:
- межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам, управления ФНС России по субъектам РФ, находящиеся в центрах федеральных округов, учреждения ФНС России - один раз в три года в соответствии с Планом, утвержденным руководителем ФНС России;
- иные территориальные органы ФНС России и ее учреждения - в соответствии с приказом руководителя ФНС России о внеплановой проверке;
2) для межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам:
- управления ФНС России по субъектам РФ, находящиеся в центрах федеральных округов, и учреждения ФНС России - один раз в три года;
- межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и управления ФНС России, находящиеся на территории федерального округа, - один раз в два года в соответствии с планом, утвержденным руководителем ФНС России;
- иные территориальные органы ФНС России и учреждения ФНС России - в соответствии с приказом руководителя ФНС России о внеплановой проверке;
3) для управлений ФНС России по субъектам РФ:
- инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня - не реже одного раза в два года в соответствии с планом, утвержденным руководителем управления ФНС России по субъекту РФ.
Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности (далее - Программа проверки) утверждается до начала проведения проверки и включает следующие вопросы: наименование объекта проверки внутреннего финансового аудита; тема проверки; проверяемый период; основание для проведения проверки; сроки проведения проверки; форма контрольного мероприятия; список ответственных исполнителей; перечень основных проверяемых направлений финансово-хозяйственной деятельности и другие вопросы проверки.
Программы проверки отдела внутреннего финансового аудита Финансового управления ФНС России и для межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам составляет отдел внутреннего финансового аудита Финансового управления ФНС России, подписывает начальник (заместитель начальника) отдела внутреннего финансового аудита Финансового управления ФНС России и утверждает начальник (заместитель начальника) Финансового управления ФНС России. Информацию о составе группы проверки и периоде проверки территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам доводят заблаговременно до отдела внутреннего финансового аудита Финансового управления ФНС России в рабочем порядке.
Программу проверки территориального органа ФНС России, осуществляемой управлением ФНС России по РФ, составляет финансовый отдел этого управления и утверждает руководитель (заместитель руководителя) управления.
Продолжительность проверки, как правило, не может превышать 30 календарных дней.
Первоначально установленный срок проверки может быть изменен по мотивированному представлению руководителя группы проверки и оформлен в установленном порядке приказом.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности может проводиться как с выездом, так без выезда в субъект РФ (в этом случае все необходимые для проведения проверки документы должны быть направлены проверяемой стороной в указанное место).
Методы проведения внутреннего финансового аудита:
- изучение учредительных, регистрационных, нормативно-распорядительных, плановых, сметных, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию на предмет правильности их оформления и законности совершенных операций, соответствия деятельности учредительным документам (положению об управлении ФНС России по субъекту РФ, уставу учреждения ФНС России);
- сравнение фактически отраженных в учете операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
- проверка обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении, поступления в федеральный бюджет средств от сдачи в аренду федерального имущества, эффективности расходования средств федерального бюджета, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих;
- проверка правильности размещения заказов на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
- проведение контрольных измерений выполненных объемов работ, инвентаризация материальных ценностей;
- проверка достоверности и своевременности отражения произведенных операций в бюджетном учете и отчетности; арифметическая проверка первичных и иных документов;
- анализ состояния внутреннего финансового контроля деятельности территориального налогового органа;
- контроль качества выполнения указаний об устранении нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
- проверка других работ в соответствии с утвержденной Программой проверки.
Необходимость и возможность применения тех или иных методов получения информации, аналитических процедур, объем данных, отбираемых из проверяемой совокупности, обеспечивающих надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств, определяется проверяющими исходя из Программы проверки (п. 3.15 Регламента).
Права и обязанности работников, осуществляющих внутренний финансовый аудит:
1) при организации и проведении внутреннего финансового аудита, оформлении и реализации его результата работники, осуществляющие финансовый аудит (далее - проверяющие), обязаны руководствоваться федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы, отнесенные к компетенции ФНС России, приказами и распоряжениями ФНС России, решениями руководства ФНС России и Регламентом;
2) проверяющие при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:
- беспрепятственно входить и осматривать территорию и помещения, занимаемые территориальными органами ФНС России, учреждениями ФНС России;
- в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами и с информацией, хранящейся в электронной форме в базах данных, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемых территориальных органов ФНС России, учреждений ФНС России;
- составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых территориальных органов ФНС России, учреждений ФНС России документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;
- по мере обнаружения нарушений фиксировать их устранение в справках проверок;
- запрашивать и проверять в территориальных органах ФНС России, учреждениях ФНС России денежные документы, бухгалтерские регистры учета и отчетности, планы, сметы, кассовую наличность, ценные бумаги и другие документы, необходимые для проверки финансово-хозяйственной деятельности;
- получать необходимые объяснения в письменной форме от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России, а также справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки. Объяснения должны быть согласованы с руководителем проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России.
Требования и запросы проверяющих, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения территориальными органами ФНС России и учреждениями ФНС России, в отношении которых осуществляется финансовый контроль. Проверяющие к проверке принимают только подлинники документов.
При отказе должностных лиц проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России предоставить необходимые документы и материалы либо при возникновении иных препятствий, не позволяющих провести проверку, руководитель группы в письменной форме с указанием срока предлагает руководителю проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России предоставить требуемые документы либо устранить препятствия к проведению проверки.
При невыполнении данного требования в указанный срок или в случае неудовлетворительного состояния бюджетного учета в проверяемом территориальном органе ФНС России, учреждении ФНС России либо отсутствия необходимых документов руководитель группы сообщает об этом факте в налоговый орган, назначивший проверку.
Одновременно руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России обязан представить объяснения в письменной форме по поводу невыполнения требования руководителя группы руководителю налогового органа, который назначает проверку, принимает решение о целесообразности дальнейшего проведения проверки и при необходимости инициирует в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> проведение служебной проверки в отношении руководителя проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России.
Права и обязанности проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России при осуществлении внутреннего финансового аудита:
1) руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России обязан создать надлежащие условия для проведения проверки: предоставить необходимое помещение, персональные компьютеры с подключенными базами данных СПС "КонсультантПлюс" или "Гарант", сети Интернет, ЭОД, копировально-множительную и другую оргтехнику, услуги связи, автотранспорт, канцелярские принадлежности, обеспечить личную безопасность проверяющих и издать приказ об организационном обеспечении работы группы проверки, в соответствии с которым назначается должностное лицо, ответственное за организационное обеспечение контрольного мероприятия и своевременное предоставление запрашиваемой информации; этим же приказом руководителей структурных подразделений проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России обязывают предоставлять проверяющим всю требуемую информацию и оказывать содействие в проведении проверки;
2) по требованию руководителя группы руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России в порядке, установленном законодательством РФ, обязан организовать проведение инвентаризации наличных денежных средств и материальных ценностей, при этом в состав инвентаризационной комиссии включается проверяющий. Даты проведения и участки (объем) инвентаризаций определяются проверяющими по данным направлениям;
3) предоставлять проверяющим денежные документы, бухгалтерские регистры учета и отчетности, планы, сметы, кассовую наличность и ценные бумаги и другие документы, необходимые для проверки финансово-хозяйственной деятельности;
4) отвечать на запросы проверяющих, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий;
5) предоставлять проверяющим подлинники запрашиваемых документов;
6) при отказе должностных лиц проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России предоставить необходимые документы и материалы либо при возникновении иных препятствий, не позволяющих провести проверку, руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России обязан представить объяснения в письменной форме по поводу невыполнения требования руководителя группы руководителю налогового органа, назначившему проверку;
7) давать объяснения в письменной форме руководителю налогового органа, назначившему проверку, по нарушениям, указанным в акте проверки.
Ответственность должностных лиц проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России. Должностные лица проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России несут административную ответственность за непредставление документов в установленные проверяющими сроки, за затягивание сроков проведения проверки, представление фиктивных документов, недостоверные пояснения, искажение результатов отчетности, инвентаризаций материальных ценностей, проводимых в процессе проверки, и другие действия, направленные на искажение итогов проверки.
Ответственность проверяющих. Все проверяющие в соответствии с законодательством РФ несут персональную ответственность за преднамеренное искажение результатов проверки, сокрытие фактов недостач, хищений, нарушение служебной этики, использование служебного положения в корыстных целях, неправильное и необъективное освещение и сокрытие коррупционной составляющей в справке проверки состояния дел в проверяемом территориальном органе ФНС России, учреждении ФНС России.
Оформление и реализация результатов внутреннего финансового аудита в ФНС России осуществляется в соответствии с разд. 4 Регламента. Каждый проверяющий готовит отдельную справку по порученным ему вопросам в соответствии с Программой проверки. Справки, подготовленные в соответствии с п. 4.1 раздела 4 Регламента, оформляются актом проверки (актом тематической проверки) финансово-хозяйственной деятельности (далее - акт), в котором обобщаются результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России.
При подготовке акта и справок проверяющие должны быть объективными и лаконичными (без ущерба для содержания), излагать материал четко, доступно, обоснованно. Результаты проверки вносятся в акт на основе данных, подтвержденных копиями документов, объяснениями должностных и материально ответственных лиц. Описание нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, нормативные и правовые акты или их отдельные положения были нарушены, кем и когда допущены нарушения, в чем они выразились. Не допускается включение в акт не подтвержденных документами или результатами проверок различного рода выводов, предположений и фактов, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В акте не должна даваться морально-этическая оценка и юридическая квалификация действий (бездействия) должностных и материально ответственных лиц проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России.
Должностным лицам проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России руководителем группы передается проект акта для согласования и подготовки объяснений или возражений по выявленным нарушениям.
После рассмотрения указанных объяснений или возражений руководитель группы вносит при необходимости изменения в акт и подписывает его вместе с должностным лицами проверяемого учреждения.
Одновременно с подписанием акта руководитель проверяемого территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России обязан представить руководителю группы объяснение в письменной форме на имя руководителя налогового органа, назначившего проверку, по нарушениям, указанным в акте.
В случае отказа должностных лиц проверенного территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России от подписания акта последний признается действительным при наличии соответствующей записи, заверенной подписью руководителя группы с указанием даты. В этом случае к акту может прилагаться объяснение руководителя проверенного учреждения.
Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр после его подписания обеими сторонами остается у руководителя группы для последующего приобщения к делу, второй - вручается руководителю проверенного территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России под роспись на первом экземпляре в получении с указанием даты получения.
Акт со всеми приложениями является документом, имеющим юридическое значение, содержащим доказательства нарушений, выявленных в ходе проведения проверки.
В случаях, когда выявленные проверкой территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России нарушения или факты незаконных операций и действий могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры для устранения выявленных нарушений либо привлечения к ответственности лиц, виновных в грубых нарушениях, в ходе проверки проверяющие составляют отдельный промежуточный акт, а к должностным и материально ответственным лицам предъявляют требование о представлении объяснений.
Принятие решения по результатам проведенной проверки. В случае установления в ходе проверки признаков совершения должностными лицами (руководителем или его заместителями) проверенного территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России дисциплинарного проступка Финансовое управление ФНС России вносит руководству ФНС России предложение о проведении в установленном порядке служебной проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки Финансовое управление ФНС России направляет письма, подписанные заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу Финансового управления ФНС России:
- проверенному территориальному органу ФНС России, учреждению ФНС России - письмо с приложением перечня основных нарушений, а также с указанием о принятии мер по устранению выявленных нарушений, о привлечении по необходимости к ответственности виновных должностных лиц, сроках представления информации о принятых мерах и плана мероприятий по устранению выявленных нарушений;
- межрегиональной инспекции ФНС России по соответствующему федеральному округу - письмо с возложением контроля за полным и своевременным исполнением мер по устранению выявленных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенного территориального органа ФНС России.
Руководитель проверенного территориального органа ФНС России, учреждения ФНС России обязан в указанный в письме срок представить в Финансовое управление ФНС России и межрегиональную инспекцию ФНС России по соответствующему федеральному округу план мероприятий по устранению выявленных нарушений и подробную информацию о принятых мерах.
В целях осуществления контроля качества выполнения указаний об устранении выявленных проверками нарушений в использовании средств федерального бюджета и средств от приносящей доход деятельности межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу по истечении шести месяцев после получения письма ФНС России направляет в проверенный территориальный орган ФНС России запрос в письменной форме о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.
В случае установления в ходе проверки признаков совершения должностными лицами проверенного территориального налогового органа дисциплинарного проступка финансовый отдел управления ФНС России по субъекту РФ вносит руководству этого управления предложение о проведении в установленном порядке служебной проверки в отношении данных должностных лиц.
Финансовое управление ФНС России по итогам полугодия готовит и направляет территориальным органам ФНС России и учреждениям ФНС России обзор характерных нарушений, выявленных в ходе проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности, оформленный грифом "Для служебного пользования (ДСП)".
|