Понедельник, 25.11.2024, 03:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Государственный финансовый контроль за соблюдением ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, раб

Статья 99 Закона о контрактной системе определяет основы контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России)), контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (Рособоронзаказ), органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.

Таким образом, государственный финансовый контроль осуществляется:

- Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований и органами управления государственными внебюджетными фондами (данный вид контроля вступает в действие с 1 января 2017 г.);

- главными администраторами (администраторами) средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе. Контроль проводится в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности согласно Закону о контрактной системе, БК РФ и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам Российской Федерации.

Контроль осуществляется в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и обоснованности закупок;

2) нормирования в сфере закупок при планировании закупок;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах поставки товара, выполнения работы (ее результата) или оказания услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Объектами контроля являются:

1) главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

2) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому выдаются межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов из федерального бюджета;

3) федеральные государственные учреждения;

4) федеральные государственные унитарные предприятия;

5) государственные корпорации и государственные компании;

6) хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

7) юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;

8) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

9) юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

10) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета;

11) государственные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд в соответствии с Законом о контрактной системе;

12) товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющие организации;

13) региональные операторы.

Предметом государственного контроля является соблюдение объектами контроля законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд в целях установления законности составления и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.

В соответствии со ст. ст. 267.1 и 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля проводятся:

- проверки;

- ревизии;

- обследования.

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные.

Проведение обследования. При проведении обследования осуществляются анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля, определенной приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) службы (ее территориального органа).

По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается должностным лицом Федерального казначейства не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.

Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания заключения.

Проведение камеральной проверки. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Федерального казначейства (территориального органа), в том числе на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по запросам должностных лиц Федерального казначейства, а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок.

Камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу контрольного органа.

По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, осуществляющим проверку, не позднее последнего дня проведения камеральной проверки.

Акт камеральной проверки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.

Объект контроля вправе представить возражения в письменной форме на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение пяти рабочих дней со дня получения акта.

Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (территориального органа) принимает решение:

1) о применении мер принуждения, к которым относятся представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направляемые объекту контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) об отсутствии оснований для применения мер принуждения;

3) о проведении выездной проверки (ревизии).

Проведение выездной проверки (ревизии). Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля.

В ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля. Контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученных от них сведений с учетом информации по объяснениям в устной и письменной форме, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.

Срок проведения выездной проверки (ревизии) структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами - не более 30 рабочих дней.

Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального казначейства может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 10 рабочих дней.

В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, составляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. Форма акта изъятия утверждается Федеральным казначейством.

Руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить проведение:

- обследования;

- встречной проверки.

По результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.

К акту выездной проверки (ревизии) прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.

Акт выездной проверки (ревизии) в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля. Объект контроля вправе представить возражения в письменной форме на акт выездной проверки (ревизии) в течение пяти рабочих дней со дня его получения. Возражения в письменной форме объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).

Акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (территориального органа) принимает решение:

1) о применении мер принуждения;

2) об отсутствии оснований для применения мер принуждения;

3) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также при представлении объектом контроля дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

Ранее, в рамках полномочий, закрепленных за Росфиннадзором, в 2014 г. в соответствии с планом контрольных мероприятий была проведена 381 проверка соблюдения Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд <1>.

В 2014 г. контрольными мероприятиями, проведенными Росфиннадзором как ранее уполномоченным органом в этой сфере, выявлены нарушения порядка формирования, размещения и исполнения государственных контрактов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на общую сумму 138,4 млрд. руб.

Среди нарушений по закупкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для обеспечения государственных нужд наиболее часто встречаются следующие нарушения:

1) несоблюдение сроков размещения, установленных совместным Приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" <1>;

2) несоблюдение сроков внесения изменений, установленных Приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. N 761/20н;

3) несоблюдение форм, установленных совместным Приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 и 2016 годы" <1>;

4) определение начальных (максимальных) цен контракта при формировании планов-графиков закупок для нужд заказчиков в 2014 г. в нарушение ст. 22 Закона о контрактной системе и Приказа от 31 марта 2015 г.;

5) непроведение претензионной работы по заключенным государственным контрактам, которые исполняются с нарушением условий;

6) использование в качестве обеспечения ряда государственных контрактов банковских гарантий, которые не гарантируют компенсацию за неисполнение государственных контрактов в соответствии с Законом о контрактной системе, а гарантируют только компенсацию убытков заказчика.

По результатам внутреннего контроля выявлены характерные нарушения и недостатки по осуществлению закупок товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для государственных нужд: неразмещение либо несвоевременное размещение планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в единой информационной системе в информационно-коммуникационной сети Интернет.

По результатам контрольных мероприятий в территориальные управления Росфиннадзора были направлены соответствующие поручения о разработке комплекса мер, предусмотренных в целях устранения выявленных нарушений и недостатков, а также их недопущения в дальнейшей деятельности.

Планирование контрольной деятельности на 2015 г. осуществлялось с учетом риск-ориентированного подхода к осуществлению внутреннего контроля, на основании анализа рисков, образующихся в деятельности Росфиннадзора. Данный подход был воспринят и сохранен в деятельности правопреемника Росфиннадзора - Федерального казначейства.

В целях сокращения затрат на проведение контрольных мероприятий в будущем планируется увеличение числа камеральных и внедрение комбинированных проверок.

Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе, осуществляемый органами внутреннего финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований. Правовой основой реализации внутреннего регионального и муниципального финансового контроля в сфере закупок являются нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

В соответствии с Положением об отделе контроля в сфере закупок Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, утвержденным Постановлением правительства Калининградской области от 20 января 2015 г. N 4 <1>, основной задачей отдела является осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отдел в соответствии с возложенной на него задачей обеспечивает осуществление Контрольно-ревизионной службой Калининградской области полномочий органа исполнительной власти Калининградской области по осуществлению контроля в сфере закупок, установленных ст. 99 Закона о контрактной системе, в том числе:

1) проведение плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд Калининградской области, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд Калининградской области;

2) проведение внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд Калининградской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд Калининградской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области;

3) согласование при осуществлении закупок для обеспечения нужд Калининградской области решения заказчика об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. ч. 1 и 7 ст. 55, ч. ч. 1 - 3 ст. 71, ч. ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона о контрактной системе;

4) получение уведомлений заказчиков о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. п. 6 и 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки для нужд Калининградской области;

5) рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд Калининградской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.

Внутренний финансовый контроль субъектов РФ в сфере закупок осуществляется в виде предварительного и последующего контроля.

В соответствии с п. 6 Порядка осуществления Службой финансового надзора Республики Крым (далее - Служба) внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 марта 2015 г. N 108 <1>:

предварительный контроль в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляется при проверке:

во-первых, соблюдения требований к обоснованию закупок и их обоснованности;

во-вторых, соблюдения правил нормирования в сфере закупок;

в-третьих, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график закупок.

Последующий контроль в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляется при проверке:

- определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график закупок;

- применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемого Службой финансового надзора Республики Крым плана проверок. План утверждается руководителем Службы ежегодно не позднее 30 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий, и содержит наименование объекта контроля, период проверки, тему, сроки их проведения.

Плановые проверки проводятся в отношении одного объекта контроля не чаще одного раза в год. Основанием для проведения внеплановой проверки является: поручение Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым либо истечение срока исполнения ранее выданного предписания Службой финансового надзора Республики Крым.

Кроме того, внеплановые контрольные мероприятия могут быть проведены на основании решения руководителя Службы финансового надзора Республики Крым. К таким основаниям относятся:

1) поступление в Службу информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

2) извлечение из единой информационной системы информации о нарушении Закона о контрактной системе;

3) непредставление по запросу (в письменной форме) информации, документов и материалов, необходимых для проведения камеральной проверки.

Основанием для принятия решения о проведении:

1) выездной проверки является необходимость совершения контрольных действий по документальному изучению деятельности объекта контроля в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, связанных с осуществлением закупок, а также фактическое изучение деятельности объекта контроля путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю;

2) камеральной проверки является необходимость совершения контрольных действий по документальному изучению деятельности объекта контроля в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, связанных с осуществлением закупок, по месту нахождения Службы.

Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Службы финансового надзора Республики Крым в соответствии с программой соответствующей проверки. Программа подготавливается должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) Службы.

Срок проведения выездной и камеральной проверок не может превышать 30 рабочих дней. Допускается продление срока проверки по мотивированному обращению должностного лица Службы финансового надзора Республики Крым, уполномоченного на ее проведение, но не более чем на 10 рабочих дней.

Срок проверки может быть продлен в случае:

- возникновения в ходе проведения проверки необходимости изучения дополнительных документов;

- непредставления или несвоевременного представления объектов контроля документов, необходимых для осуществления проверки.

В ходе продленного контрольного мероприятия должностные лица Службы финансового надзора Республики Крым имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;

2) при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают государственные заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

5) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Объекты контроля представляют по требованию Службы документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках, а также дают в устной форме объяснения.

Проведение выездной проверки состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и в оформлении акта выездной проверки.

В ходе выездной проверки проводится документальное изучение деятельности объекта контроля в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, связанных с осуществлением закупок, а также фактическое изучение деятельности объекта контроля путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.

После окончания контрольных действий, проводимых в рамках проверки, руководитель проверяющей группы подписывает справку о завершении контрольных действий в месте нахождения объекта контроля и вручает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня контрольных действий.

По результатам проверки должностным лицом Службы финансового надзора Республики Крым, уполномоченным на проведение проверки, составляется акт проверки.

Акт проверки составляется в двух экземплярах: первый - для органа контроля, второй - для объекта контроля. Акт подписывается должностным лицом, осуществляющим проверку, в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.

Акт и иные материалы выездной проверки подлежат рассмотрению руководителем Службы финансового надзора Республики Крым в течение 30 дней со дня подписания акта. В течение трех дней со дня подписания акт вручается объекту контроля сопроводительным письмом за подписью руководителя Службы под роспись либо направляется способом, обеспечивающим фиксацию факта его получения.

Объект контроля в течение 10 рабочих дней со дня получения акта вправе предоставить в Службу возражения (в письменной форме) по фактам, изложенным в акте, которые приобщаются к материалам проверки. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки руководитель Службы принимает решение:

- о направлении предписания объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- об отсутствии оснований для направления предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- о назначении внеплановой выездной проверки, в том числе при представлении объектом контроля возражений (в письменной форме), а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения Службы финансового надзора Республики Крым на основании документов, представленных объектом контроля по мотивированному запросу Службы.

В ходе камеральной проверки проводится документальное изучение законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период на основании бухгалтерской (бюджетной) отчетности и иных документов, представленных по запросу Службы.

Результаты камеральной проверки оформляются актом, который подписывается не позднее последнего дня проведения камеральной проверки.

Акт камеральной проверки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля сопроводительным письмом за подписью руководителя Службы под роспись либо направляется способом, обеспечивающим фиксацию факта его получения.

Объект контроля вправе предоставить возражения (в письменной форме) на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 10 рабочих дней со дня получения акта. Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем Службы финансового надзора Республики Крым в течение 30 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель Службы принимает решение:

- о направлении предписания объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- об отсутствии оснований для направления предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- о проведении внеплановой выездной проверки.

В случае установления по результатам выездной, камеральной проверок нарушений объектом контроля законодательства о контрактной системе в сфере закупок на основании информации по результатам проверки, предоставленной должностным лицом Службы, уполномоченным на проведение проверки, руководителем Службы принимается решение о выдаче объекту контроля предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

При неисполнении предписания объектом контроля руководитель Службы принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении объекта контроля (его должностных лиц), связанным с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение об отсутствии оснований для применения мер принуждения оформляется справкой.

В случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного Республике Крым нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Служба финансового надзора Республики Крым направляет в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного Республике Крым, и обеспечивает защиту в суде интересов Республики Крым.

При выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений должностные лица Службы возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалование акта и (или) предписания Службы финансового надзора Республики Крым может осуществляться в судебном порядке в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере закупок осуществляется в аналогичном порядке: контрольные мероприятия проводятся в форме камеральных и выездных налоговых проверок.

Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере закупок проводится в отношении муниципальных заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд в отношении специализированных организаций, выполняющих полномочия в рамках осуществления указанных закупок <1>.

Внутриведомственный финансовый контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе. Помимо контрольных органов соблюдение порядка планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками проверяют вышестоящие организации.

Правовой основной осуществления данного контроля на федеральном уровне является Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" <1>.

Внутренний финансовый контроль направлен:

1) на соблюдение правовых актов главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики;

2) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

Должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

- составление и представление документов в Министерство финансов РФ, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

- составление и представление документов главному администратору (администратору) средств федерального бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета;

- составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам федерального бюджета, расходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета;

- составление и направление документов в Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета;

- составление, утверждение и ведение бюджетных смет и свода бюджетных смет;

- формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений;

- исполнение бюджетной сметы;

- принятие и исполнение бюджетных обязательств;

- осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);

- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);

- принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);

- процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

- составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:

1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;

2) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

3) сверка данных;

4) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Проводимые контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.

При проведении контрольных мероприятий используются:

1) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

2) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

Внутренний финансовый контроль проводится в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей.

Контрольные действия выполняются в форме самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности).

Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам РФ, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.

Контроль по уровню подчиненности проводится сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.

Контроль по уровню подведомственности проводится сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета и администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.

Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.

По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения (с указанием сроков их выполнения), направленные:

- на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

- изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;

- актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отражать унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;

- уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также к регламенту взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

- изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;

- уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

- устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

- проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

- ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.

Кроме того, главные администраторы (администраторы) средств федерального бюджета осуществляют внутренний финансовый аудит, направленный прежде всего на оценку надежности внутреннего финансового контроля, подготовку рекомендаций по повышению его эффективности, на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.

Аудиторские проверки подразделяются на:

а) камеральные проверки - проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б) выездные проверки - проводятся по месту нахождения объектов аудита;

в) комбинированные проверки - проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

- осуществления внутреннего финансового контроля;

- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;

- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

- бюджетной отчетности.

При проведении аудиторских проверок главным администратором (администратором) средств федерального бюджета предоставлен довольно широкий инструментарий контрольных действий:

1) инспектирование - изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

2) наблюдение - систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, осуществляемых ими в ходе выполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

3) запрос - обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

4) подтверждение - ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

5) пересчет - проверка точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;

6) аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывает руководитель аудиторской группы, он же вручает их представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить возражения в письменной форме по акту аудиторской проверки.

На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, который вместе с актом аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора (администратора) средств федерального бюджета вправе принять одно или несколько из следующих решений:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) направлении материалов в уполномоченный орган и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства РФ, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления, форма акта аудиторской проверки, порядок направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом аудита, порядок составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливаются главным администратором (администратором) средств федерального бюджета <1>.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований предусмотрены аналогичные процедуры реализации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами (администраторами) средств бюджетов субъектов РФ <1> и местных бюджетов <2>.

Проведение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.

Финансовый контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе, осуществляемый Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами. Порядок проведения контроля в сфере закупок Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, а также органами управления государственными внебюджетными фондами устанавливает Правительство РФ. В рамках так называемого казначейского контроля будет проводиться сквозная проверка в единой информационной системе сведений о каждой закупке (начиная с планирования и заканчивая включением в реестр контрактов данных о соответствующем контракте).

В соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль:

1) за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденной и доведенной до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, в планах-графиках;

в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиях контрактов.

Следует отметить, что финансовые органы становятся новыми участниками в сфере закупок, поскольку впервые Закон о контрактной системе возложил на них полномочия по контролю.

Так, например, финансовым органам, действующим на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, необходимо будет контролировать, насколько представленные объемы финансирования соответствуют данным, отраженным в документах о закупках, начиная с этапа планирования и заканчивая данными, включенными в реестр контрактов. В связи с этим в настоящее время особенно остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи информационных систем финансовых органов и систем организации процесса государственных и муниципальных закупок. Единое информационное пространство способствует унификации стандартов и методологии осуществления контроля, повышая в конечном счете эффективность деятельности и формируя прозрачные процедуры размещения заказа <1>.

Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований начнут исполнение контрольных полномочий в сфере закупок с 1 января 2017 г.

Законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд особое значение уделено контролю в сфере размещения заказов. Контроль осуществляют Федеральная антимонопольная служба, Федеральное казначейство и органы внутреннего финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, в законодательстве о контрактной системе появился новый элемент системы контроля - ведомственный контроль. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются главными администраторами (администраторами) средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Проведение оценки результатов внутреннего финансового аудита призвано повысить эффективность расходования средств публично-правовых образований, способствовать выработке предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджетов бюджетной системы РФ при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

Вместе с тем наметились тенденции усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе. С 1 января 2017 г. вступят в силу положения Закона о контрактной системе, устанавливающие контрольные полномочия Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (08.03.2017)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%