В отечественной и зарубежной литературе имеется множество определений гражданского общества. Однако представители различных отраслей науки и прежде всего юриспруденции, экономической теории, политологии, социальной и политической истории, философии и социологи сходятся в одном - гражданское общество является более высокой ступенью развития человеческой общности, отношений между людьми. Отсюда с логической последовательностью делается вывод, что его интерпретацию следует проводить через родовое понятие «общество», последовательно раскрывая сущность видового понятия, более низшего порядка.
Общество можно определить как исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его цивилизационного развития.
Важнейшей предпосылкой возникновения гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными правами и юридическими обязанностями со всеми другими гражданами. Общество никогда не станет гражданским, если в нем представлены рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, партийная номенклатура и прикрепленные к заводам рабочие, беспаспортные колхозники.
При тоталитарном режиме общество становится полностью огосударствленным. Властнопринудительное регулирование и управление государства охватывает все сферы жизнедеятельности общества, вплоть до семейной. Формула власти, господства над обществом, доведенная до своего логического завершения, превращает свободных граждан в широкие народные массы, настоящих крепостных государства, одинаково бессильных перед лицом власти, а потому равных. В этих условиях сама идея гражданского общества теряет всякий смысл.
Однако было бы опасным заблуждением считать, что в демократическом государстве общество не должно подвергаться его властному регулированию и управлению. Но производственные, социальные и духовно-культурные отношения общества должны упорядочиваться главным образом косвенными методами, исключающими непосредственное воздействие государства на волю их участников.
Опыт демократических стран свидетельствует, что в их национальных конституциях и законах формулируются нормы - принципы, предусматривается разработка целевых программ, определяется налоговая и бюджетная политика в отношении юридических и физических лиц, закрепляется механизм мотивации активной деятельности граждан и выбора оптимальных вариантов их поведения, разрешения противоречий и споров. С помощью таких методов формируется благоприятная среда, создаются оптимальные условия для развития производственных, социальных и духовно-культурных отношений, для самоопределения свободных индивидов и их объединений. Эти отношения ограждаются нормами конституций и законов от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Вместе с тем следует отметить, что и в демократическом государстве все политические отношения, связанные с осуществлением публичной власти, подвергаются упорядочению методами прямого воздействия на волю их участников с целью стабилизации или перевода в более благоприятное состояние. Но в то же время сама власть должна осуществляться в рамках конституции и закона, что гарантирует определенную меру свободы личности, ее права и интересы.
Сказанное позволяет сделать вывод, что гражданское общество представляет собой исторически сложившуюся общность людей, объединенных определенными производственными, социальными, духовно-культурными и политическими отношениями, объективно соответствующими уровню его
цивилизационного развития, которые подвергаются властному регулированию и управлению со стороны государства методами как косвенного, так и прямого воздействия на основе и в рамках конституции и закона.
Субъектами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) частные предприятия и хозяйственные организации; 4) экономические ассоциации и объединения; 5) профсоюзы; 6) местное сообщество; 7) социальные группы и слои населения, средний класс; 8) религиозные организации; 9) общественные объединения; 10) политические партии; 11) политические и общественные движения; 12) независимые СМИ.
Характерная особенность субъектов гражданского общества заключается в том, что они вступают в различные отношения как свободные и формально равные участники» реализующие и защищающие свои частные интересы. Только частные интересы являются той силой, которая объединяет их в гражданское общество с его многочисленными отношениями, структурами и связями «Интерес, - совершенно правильно подметил К. Маркс, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества. Реальной связью между ними является не политическая, а гражданская жизнь. Не государство, стало быть, сцепляет между собой атомы гражданского общества... Только политическое суеверие способно еще изображать в наше время, что государство должно скреплять гражданскую жизнь, между тем как в действительности, наоборот, гражданская жизнь скрепляет государство».
В системе правового регулирования отношений в различных отраслях и сферах гражданского общества преобладают нормы частного права, обеспечивающие охрану интересов свободных и равноправных собственников, защиту их личной инициативы и предпринимательской деятельности. Тем не менее частное право не вытесняет за пределы гражданского общества публичное право. Если столетие назад нормы публичного права регулировали преимущественно отношения по осуществлению государственной власти, то теперь они помимо прочего закрепляют каркас гражданского общества, выражают общие интересы людей как разного рода объединений и сообществ. Они обеспечивают устойчивость гражданского общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической и социальной сфер, что служит важнейшим условием реализации норм частного права, оптимального сочетания интересов личности с интересами общества и государства.
Гражданское общество и государство находятся в состоянии диалектической противоречивости. С одной стороны, государство представляет собой обособленную политическую организацию общества, а с другой - служит формой организации самого общества. В связи с этим чрезмерное усиление государства влечет распространение власти на те сферы жизнедеятельности общества, которые носят сугубо частный характер. В результате происходит свертывание рыночных механизмов регулирования национальной экономики, установление контроля государства над обществом, произвольное ограничение прав и свобод личности. Доминирование гражданского общества над государством, преобладание договорных начал в системе правового регулирования в публичных сферах связаны с ослаблением государства, что приводит к нарушению законности и правопорядка, возникновению угроз безопасности самого общества, переходу его в хаотическое состояние.
Разрешение диалектической противоречивости в данном случае заключается в формировании правового государства, призванного определить нормами конституционного права частную и публичную сферы жизнедеятельности общества, установить запрет на ограничение свободы реализации частных интересов административными методами. Его регулирующая роль в этой связи сводится к обеспечению государственной и общественной безопасности, укреплению правопорядка, созданию законодательных основ для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, проявлению активности и предприимчивости. В свою очередь гражданское общество сможет добиваться демократизации государственной власти за счет перераспределения полномочий между ее уровневыми структурами, путем обеспечения адекватного представительства интересов разных слоев населения в национальном парламенте, осуществления общественного контроля, защиты прав и свобод личности от нарушений, связанных с превышением должностными лицами своих служебных полномочий и злоупотреблений властью.
В то же время в конституционном праве появилось много норм, обеспечивающих оптимальное сочетание публичных и частных интересов, интересов личности и государства. В качестве примера можно привести положение ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Публичные интересы, нормативно закрепленные в данной статье, заключаются в признании необходимости охраны государством прав и свобод каждого члена общества. С точки зрения охраны частных интересов конституционная норма позволяет конкретному лицу в случае нарушения его прав и свобод обратиться за защитой к государству. Все нормы второй главы Конституции РФ, названной «Права и свободы человека и гражданина», охраняют, с одной стороны, публичные интересы, определяя возможности участия каждого в жизни общества и государства, а с другой стороны, они устанавливают определенные границы и условия реализации правомерных интересов отдельно взятого лица. С помощью таких норм можно достигнуть сбалансированности интересов правового государства и гражданского общества, установить их взаимные обязанности и ответственность, возвести в закон свободу и долг каждого лица.
|