Социальные отношения гражданского общества представляют собой сложную систему с многочисленными вертикальными и горизонтальными связями, объединяющими частные интересы свободной личности и публичные интересы всех социальных общностей страны. В качестве составных элементов в нее входят: 1) отношения между трудом и капиталом; 2)отношения по социальному обеспечению населения страны; 3) межнациональные отношения; 4) семейно-родственные отношения; 5) экологические отношения; 6) отношения по охране жизни и здоровья человека; 7) отношения по защите прав потребителя. Эти отношения регулируются нормами трудового, административного, финансового, социального, семейного и экологического законодательства. Однако правовую основу для регулирования социальных отношений закладывают конституционные нормы, объединяющие их в систему негосударственных отношений гражданского общества.
[1] Отношения между трудом и капиталом в демократических странах регулируются конституционными нормами с целью достижения социального партнерства между работодателями и работниками, обеспечения их сотрудничества при разрешении трудовых конфликтов. В этой связи государство наделяет каждого правом на свободный труд и возлагает на работодателя юридические обязанности создавать благоприятные условия для его осуществления, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и выплачивать вознаграждение за проделанную работу без какой бы то ни было дискриминации (ст. 35 Конституции Нидерландов). Одновременно государство определяет посредством конституционных норм порядок установления минимального размера оплаты труда, ниже которого работодатель не вправе выплачивать работнику вознаграждение за его труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, § 110 Конституции Норвегии).
Конституции стран с развитым гражданским обществом закрепляют механизм разрешения трудовых конфликтов между работодателем и работниками. Он включает правовые нормы, которые устанавливают порядок деятельности профсоюзов, судебных органов и самих работников по разрешению трудовых конфликтов, определяют условия обеспечения безопасности и поддержания в надлежащем состоянии оборудования и сооружений в период проведения забастовки, сохранения минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения неотложных социальных нужд (ст. 54- 57 Конституции Португалии).
Роль государства здесь сводится к тому, чтобы гарантировать конституционными нормами демократические процедуры разрешения трудовых споров, не допустить их разрастания до такой степени, когда они перейдут в политические конфликты и создадут угрозу безопасности страны, анархии и распада гражданского общества.
[2] Отношения по социальному обеспечению населения страны регулируются нормами конституционного права посредством юридических предписаний, адресованных их участникам. В национальной конституции закрепляются право каждого на социальное обеспечение и соответствующая ему юридическая обязанность государства принимать все необходимые меры по его реализации, а также определяются категории населения страны, нуждающиеся в социальной защите. Государство обычно гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Вместе с тем следует отметить, что конституции некоторых стран с развитым гражданским обществом расширяют круг участников и состав объектов отношений по социальному обеспечению.
Так, Конституция Португалии выделяет в качестве субъекта таких отношений молодежь, которая пользуется в соответствии с ее нормами особой защитой государства в реализации своих социальных прав, в том числе при приеме в первый раз на работу и получении жилья (ч. 1 ст. 70). Конституции Исландии (ст. 76), Испании (ст. 42), Монако (ст. 26), Финляндии (§ 19) наряду с другими объектами отношений по социальному обеспечению населения называют и безработицу, при наступлении которой назначаются и выплачиваются пособия каждому лицу, лишившемуся рабочего места не по своей вине.
Конституционные нормы создают благоприятные условия для обеспечения частного интереса при наступлении социального риска и сохранения источников формирования публичных финансов, необходимых для развития гражданского общества, свободных собственников. Однако государство, как сказано в Основном законе Швейцарии, сможет обеспечить социальную защиту определенных категорий населения страны лишь в рамках своей конституционной компетенции и имеющихся у него финансовых средств (ч. 3 ст. 41). Даже в самых высокоразвитых странах мира оно не может стать общенациональным собесом.
[3] Межнациональные отношения регулируются прежде всего методом установления равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, языка и религии. Как сказано в ст. 14 Конституции Испании, «все испанцы равны перед законом, и не допускается никакая дискриминация по рождению, расе, полу, вероисповеданию, взглядам или по любым другим основаниям персонального или социального характера».
В несколько иной редакции это положение сформулировано в Конституции Швеции, нормативно установившей, что «в законе или ином предписании не может содержаться неблагожелательное отношение к какому-либо гражданину, который на основании расы, цвета кожи или этнического происхождения принадлежит к меньшинству» (§ 15).
Конституционными нормами в данном случае государство интегрирует свободных, равных по своему статусу лиц в единое гражданское общество. Однако при регулировании межнациональных отношений нормами конституционного права государство в демократических странах обеспечивает также защиту публичных интересов наций, народностей и этнических групп. На конституционном уровне им предоставлено право реализовать свой национальный суверенитет в форме субъекта федерации, территориальной автономии, самобытного муниципального образования, национальнокультурной автономии. Соответствующие нормы имеются в Конституционном акте о Союзе Канады, Новой Шотландии и Нью-Браунсуика 1867 г., в конституциях Испании (ст. 2), Италии (ст. 114-115), Норвегии (§ 110а), Португалии (ст. 6) и Финляндии (§ 120).
Значительное место в системе конституционного регулирования межнациональных отношений в странах с развитым гражданским обществом занимают нормы, определяющие статусы коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
В законодательстве и научной литературе коренные малочисленные народы определяются как народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, имеющие незначительную численность и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Коренные народы являются потомками тех этносов, которые населяли его территорию до прихода туда людей с другой материальной и духовной культурой, другого этнического и расового происхождения. Они отличаются от остальной части населения страны своими обычаями и традициями, языком и религией, формами ведения экстенсивного хозяйства на базе возобновимых природных ресурсов. В местах традиционного проживания для них характерна высокая интеграция в исконную среду обитания, что выражается в духовной, экономической и физиологической зависимости от природы. Сами коренные малочисленные народы сознательно считают себя не только самостоятельными этническими общностями, но и неотъемлемой частью природной среды.
В целях защиты публичных интересов коренных малочисленных народов демократические государства гарантируют сохранение их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, родного языка, самобытной культуры и общественного уклада, родоплеменной юстиции, этнического самоуправления.
Анализ конституционного законодательства зарубежных стран показывает, что наиболее полно статус коренных малочисленных народов урегулирован в США, Канаде, Новой Зеландии и Скандинавских странах. Так, например, в Норвегии на основании и во исполнение норм Конституции (§ 110а) были приняты Закон о саамах (1984 г.) и Акт о саамском языке (1990 г.), а также создан саамский Парламент как орган этнического самоуправления, наделенный главным образом консультативными полномочиями. Саамам гарантированы права на самоопределение, на землю и территории традиционного природопользования, на сохранение и развитие материальной и духовной культуры, на участие в политической жизни страны. Язык саамов признан официальным языком, используемым во всех сферах общения на территории их проживания, невзирая на действительное знание норвежского.
Отправным началом конституционно-правового регулирования статуса национальных меньшинств служит сам факт юридического признания их в таком качестве. Государство может это сделать как на конституционном, так и на законодательном уровне.
Первый способ юридического признания конкретных национальных меньшинств нашел свое выражение в содержании ст. 5 Конституции Словении, где записано: «Государство защищает и гарантирует права автохтонных итальянского и венгерского национальных сообществ».
Второй способ избран Национальным советом (парламентом) Австрии, который принял Федеральный закон от 7 июля 1976 г. «О правовом положении национальных меньшинств». Законом признаны в качестве национальных меньшинств хорваты, словенцы, чехи, словаки, венгры и цыгане.
В целях обеспечения прогрессивного развития национальных меньшинств демократические государства предоставляют им дополнительные специальные права. На основе анализа норм конституций и действующего законодательства зарубежных стран о статусе национальных меньшинств можно выделить в их числе следующие коллективные права:
• право на защиту государством своих публичных интересов (Венгрия);
• право на участие в общественной жизни страны (Бельгия, Испания, Норвегия, Швейцария);
• право на гарантированное представительство в парламенте государства (Румыния), в парламенте, правительстве и в органах местного самоуправления страны (Хорватия);
• право на создание консультативных советов по делам национальных меньшинств при центральных органах исполнительной власти государства (Австрия);
• право на осуществление местного самоуправления с учетом национальных традиций (Венгрия).
Кроме того, национальные меньшинства во всех демократических странах обладают правами на сохранение и развитие, самобытной культуры, использование родного языка в работе государственных учреждений, как средства общения, получения образования на всех его ступенях, обозначения топографических названий, восприятия информации и т. п.
В странах с этно-авторитарным политическим режимом права национальных меньшинств существенно ограничиваются. Так, например, в Эстонии национальные меньшинства из числа немецкого, русского, шведского и еврейского населения страны численностью более 3000 человек могут осуществлять самоуправление только в форме культурной автономии, что не вполне соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 2 Закона Эстонии о
культурной автономии национальных меньшинств (1993г).
[4] Семейно-родственные отношения регулируются преимущественно способами позитивного обязывания. Государство призвано обеспечивать в публичных интересах защиту семьи, материнства и детства, поскольку семья является самой главной ячейкой гражданского общества. Она служит для детей той социальной средой, где сохраняются нравственные и духовные ценности, трудовые навыки, национальные обычаи и традиции, позволяющие освоить опыт прошлых поколений и внести вклад в дальнейшее развитие общества. По Конституции Греции семья находится под охраной государства как «фундамент сохранения и развития нации» (ч. 1 ст. 21). В Португалии государство создает условия, позволяющие всем членам семьи реализоваться как личностям (ч. 1 ст. 67 Конституции).
Основой крепкой семьи в гражданском обществе являются брачные отношения, обусловленные добровольным и равноправным союзом мужчины и женщины. Поэтому брак пользуется особой защитой со стороны государства. Так, в соответствии с Конституцией Ирландии «государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана Семья, и защищать его от нападок» (п. 3.1 ст. 41).
Конституция Испании по существу закладывает правовую основу для регулирования брачносемейных отношений нормами текущего законодательства, закрепляет их своеобразный каркас. «Мужчина и женщина при вступлении в брак, - сказано в ст. 32 Конституции, - обладают полным юридическим равноправием. Законом закрепляются формы брака, возраст и условия вступления в брак, права и обязанности супругов, причины, по которым брак может быть расторгнут, а также условия разрешения споров, возникающих при расторжении брака».
Конституции почти всех демократических стран признают охрану материнства и детства, социальную защиту семьи в качестве одной из важнейших обязанностей государства. Конкретно это выражается в том. что государство создает экономические условия для выполнения незаменимой роли родителей в воспитании детей, их профессиональной самореализации, активного участия в гражданской жизни страны (ст. 68 Конституции Португалии).
Конституции отдельных государств при регулировании семейно-родственных отношений устанавливают равноправие детей со всеми другими членами общества, определяют порядок реализации принадлежащих им от рождения прав человека. Принципиально важное в этом отношении значение имеют правовые нормы конституций Финляндии и Словении. «С детьми, - говорится в Конституции Финляндии, - следует обращаться как с равными индивидуумами, и они должны иметь право оказывать влияние на решение вопросов, которые касаются их самих в соответствии с уровнем их развития» (§ 6). На основании ст. 56 Конституции Словении «дети осуществляют права человека и основные свободы в соответствии со своим возрастом и уровнем зрелости».
Таким образом, в процессе конституционного регулирования семейно-родственных отношений гражданского общества преследуется цель обеспечить оптимальное сочетание публичных интересов каждой семьи, материнства и детства.
[5] Экологические отношения гражданского общества регулируются нормами конституционного права с целью разрешения противоречий между частными интересами предпринимателей, стремящихся получить высокую прибыль за счет хищнической эксплуатации природных ресурсов и экономии средств на природоохранных мероприятиях, и публичными интересами государства, призванного обеспечить сохранение благоприятной окружающей среды для живущих и будущих поколений людей. Регулирование осуществляется путем нормативного оформления экологической политики государства, установления права публичной и частной собственности на природные ресурсы, закрепления экологических прав и обязанностей личности и гарантий их реализации, системы органов государственной власти, обеспечивающих экологическую безопасность населения, рациональное природопользование и охрану окружающей среды. В федеративных государствах, помимо того, производится на конституционном уровне разграничение компетенции между федерацией и ее
субъектами в правовом регулировании экологических отношений.
Достаточно полно нормы с экологическим содержанием сформулированы в Конституции Швейцарии (ст. 73-80). Они закрепляют принцип экологического равновесия между природой и хозяйственной деятельностью человека, разграничивают компетенцию Союза и кантонов в сфере ландшафтного планирования, охраны окружающей среды, рационального использования и охраны водных ресурсов, животного и растительного мира. Нормы Конституции увязывают охрану природы с охраной родного края. Если требует публичный интерес, государство «бережет ландшафты, пейзажи, исторические места, а также памятники природы и культуры». Особой охране подлежат «болота и болотистые ландшафты особой красоты и общешвейцарского значения... Там не разрешается ни возводить сооружения, ни предпринимать изменения земли» (ст. 78).
Сказанное позволяет сделать вывод, что нормы национальных конституций зарубежных стран определяют лишь контуры экологических отношений, закрепляют принципы их правового регулирования, которые проецируются на все экологизированные институты публичного и частного права.
[6] Отношения по охране жизни и здоровья человека регулируются способом признания государством на конституционном уровне его естественных, неотчуждаемых прав на жизнь, физическую и психическую целостность, охрану здоровья и медицинскую помощь и возложения на него юридической обязанности по обеспечению их реализации.
В национальных конституциях высокоразвитых стран закрепляется государственная политика в сфере здравоохранения, которую можно определить как совокупность решений или обязательств государства по проведению органами власти согласованного курса действий в системе оказания медицинской помощи, направленных на достижение поставленных целей и задач по улучшению здоровья населения, увеличению средней продолжительности жизни людей. Здоровье населения и здравоохранение признаются важнейшими компонентами системы гражданского общества, влияющими на все стороны его социально-экономической деятельности.
Государственная политика в сфере здравоохранения наиболее полно урегулирована нормами ст. 64 Конституции Португалии. В ней определены основные направления формирования общенациональной службы здравоохранения, предусмотрена разработка оптимальной схемы размещения медицинских учреждений на территории страны, намечен комплекс мероприятий по подготовке и закреплению медицинского персонала, предписано создать систему экономических, социальных, культурных и экологических условий, обеспечивающих сбережение народа.
В соответствии с Конституцией Швейцарии государство принимает на федеральном уровне меры по охране здоровья населения. Оно устанавливает порядок обращения с продуктами питания, лекарственными препаратами, наркотическими веществами, которые могут угрожать здоровью человека. На него возложена обязанность обеспечивать в рамках своей компетенции защиту человека от ионизирующего излучения, злоупотреблений репродуктивной медициной и генной инженерией, возникающих угроз здоровью и достоинству личности в области трансплантации органов (ст. 118-120).
Таким образом, в процессе конституционного регулирования отношений по охране жизни и здоровья человека обеспечиваются как личные неимущественные блага, так и самое большое достояние всего гражданского общества.
Отношения по защите прав потребителя регулируются конституционными нормами в минимальном объеме. Они предоставляют потребителю право на получение качественных товаров и услуг, на достоверную информацию об их потребительских свойствах, а на государство возлагают юридическую обязанность обеспечить реализацию этого права (ст. 51 Конституции Испании, ст. 76 Конституции Польши, ст. 60 Конституции Португалии). Порядок осуществления государственного контроля за качеством товаров и услуг, защиты прав потребителя регулируется специальными законами, которые принимаются на национальном уровне во всех высокоразвитых странах. Они предоставляют гражданскому обществу широкие возможности для активного участия в защите прав потребителя.
|