Сфера культуры занимает главное место в гражданском обществе, являясь неотъемлемой частью любой социальной системы, и в то же время обладая определенной самостоятельностью. Государство заинтересовано в использовании потенциала культуры для обеспечения своего единства и территориальной целостности, духовного развития граждан, повышения качества товаров и услуг, эффективности работы всего государственного аппарата, достижения успехов в международных отношениях.
Культура представляет собой совокупность выдающихся достижений нации, народа, человечества в области материального и духовного производства, сложившихся форм и способов деятельности личности, вошедших в общественное сознание, в быт и привычки людей, устоявшихся умений и навыков творчества в физическом и умственном труде.
Объектами конституционно-правового регулирования в культурной сфере гражданского общества являются: отношения по созданию материальных и духовных ценностей культуры; освоению достижений культуры; охране материальных и духовных ценностей культуры.
[1] Отношения по созданию материальных и духовных ценностей культуры регулируются путем приведения в действие диспозиций конституционно-правовых норм, мотивирующих творческое поведение свободной личности. Так, согласно ст. 20 Конституции Испании, признается и охраняется право на «техническое, научное, художественное, литературное творчество и производство». Его осуществление «не может быть ограничено никаким видом предварительной цензуры» (ч. 1-2).
Право на творчество предполагает предоставленную конституцией возможность каждому лицу самостоятельно выбирать любые творческие объединения или вступать в уже действующие, свободно распоряжаться результатами своего творческого труда.
Однако свобода творчества в гражданском обществе не может быть безграничной. Хотя государство в демократических странах и не вмешивается в творческую деятельность граждан, тем не менее оно должно пресекать выражение в любой форме насилия и жестокости, пропаганду войны и терроризма, расовой, национальной, религиозной, социальной исключительности или нетерпимости, порнографии, использование ненормативной лексики. «Публикация или произнесение богохульных, подрывных или непристойных материалов, - говорится в ст. 40 Конституции Ирландии, - является преступлением, которое должно наказываться в соответствии с законом» (п. 6.1).
Создание ценностей культуры возможно лишь в результате целостного, длительного и вдохновенного напряжения талантливой личности или творческого коллектива, способных отыскать прекрасную форму для выражения в ней глубокого содержания. Поэтому национальные конституции зарубежных стран нормативно определяют позицию государства по отношению к творческим работникам, признавая их исключительную роль в гражданском обществе. В Швейцарии, например, государство поддерживает на федеральном уровне культурные устремления, представляющие общенациональный интерес, а также содействуют искусству и музыке, особенно в сфере профессиональной подготовки (ст. 69 Конституции). В Конституции Турции выделена специальная статья, посвященная «защите искусств и художников» (ст. 64).
Конституции высокоразвитых стран возлагают на государство обязанности по созданию условий для самореализации талантов, обеспечению приоритете в развитии национальных культур, преодолению монополизма в данной области. На основании ст. 78 Конституции Португалии государство в сотрудничестве с учреждениями культуры обязано «поддерживать инициативы, которые способствуют индивидуальному и коллективному творчеству в его многообразных формах и проявлениях и большему распространению произведений и объектов культуры высокого уровня» (п.
Ь» ч. 2).
Конституция Финляндии наряду с провозглашением свободы занятия наукой и искусством предписывает властям принимать меры по развитию культуры народа саами и шведскоговорящего населения на основе принципов, применяемых и к финской культуре (§16-17).
Богатство культуры в любой стране в значительной степени зависит от многообразия методов познания реальной действительности, наличия разных научных и художественных школ и направлений, настоящей свободы творчества, В тоталитарных государствах нет условий для формирования высокой культуры, создания подлинных шедевров, поскольку существует идеологический диктат, политический подход к оценке научных и художественных явлений. Через всеохватывающую тоталитарную власть в жизнь воплощаются примитивные произведения, в которых глубокое содержание подменяется политическим и идеологическим эквивалентом.
Новейшие конституции зарубежных стран закрепляют принцип культурного многообразия, гарантируют соблюдение публичных интересов в сфере культуры. Так, Конституция Швейцарии в числе одной из важнейших целей федеративного государства называет содействие «совместному благосостоянию, устойчивому развитию внутренней сплоченности и культурному многообразию страны» (ч. 2 ст. 2). Конституция Бельгии «особо гарантирует права и свободы идеологических и философских меньшинств» (ст. 11).
Принцип культурного многообразия предполагает, что в стране созданы условия для творческого самовыражения личности, формирования различных научных и художественных школ и направлений, для их развития на основе свободы и конкуренции. В конституционном аспекте принцип культурного многообразия выражается, прежде всего, в том, что он является нормативной основой для реализации права каждого на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Создавать произведения искусства, заниматься творчеством человек может только тогда, когда он живет в гражданском обществе, где личность свободна от какого-либо идеологического или политического диктата, жестких цензурных ограничений.
Одной из гарантий реализации принципа культурного многообразия служит светское государство. Оно занимает мировоззренческий нейтралитет не только по отношению к религии, но и по отношению к материализму. Государство согласно ст. 19 Конституции Бельгии гарантирует свободу культов, их публичное отправление, а также свободу выражать свои мнения любым способом. Тем самым оно создает условия для развития как религиозного, так и светского творчества, обогащения национальной культуры материальными и духовными ценностями.
[2] Отношения по освоению достижений культуры регулируются способом позитивного обязывания государства по созданию условий, необходимых для оптимального развития духовно-культурной сферы человеческой личности. Для этого в национальных конституциях нормативно закрепляются важнейшие принципы, на базе которых обеспечивается доступность получения каждым лицом духовно-культурных благ. Среди них на первое место по своей значимости ставится принцип равного доступа к достижениям отечественной и мировой культуры (ст. 34 Хартии основных прав и свобод Чехии 1991 г., ст. 44 Конституции Испании, ст. 73 Конституции Польши).
Основной формой освоения достижений культуры является семейное воспитание. Его практическая значимость подчеркнута в ст. 42 Конституции Ирландии, согласно которой «первым и естественным воспитателем ребенка является Семья». В этой связи государство «гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание» (ч. 1).
В семье происходит становление задатков личности, ее дарований и способностей, практических навыков. Родители могут оказать решающее воздействие на формирование у ребенка чувства восприятия красоты в природе и лучших творениях человека, приобщить его к миру прекрасного в определенной отрасли культуры, сознательно сориентировать на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании эталоны социального поведения личности. Воистину «человек станет тем, - верно подметил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, - чем он стал до пятилетнего возраста».
Второй формой планомерного освоения достижений культуры является образование. В демократических странах оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание человека, формирование у него патриотических чувств, национального и религиозного сознания, восприятия себя как свободной и ответственной личности (ст. 16 Конституции Греции, ст. 15 Конституции Лихтенштейна).
Особую роль в освоении достижений культуры выполняют высшие и средние специальные учебные учреждения отраслевого профиля. Они дают профессиональное образование во всех областях культуры, готовят специалистов для практической деятельности. Многие из них пользуются академической свободой, которая позволяет преподавателям определять формы и методы обучения, а студентам - выбирать себе преподавателей. В Италии «учреждения высокой культуры, университеты и академии имеют право принимать собственные уставы в пределах установленных законами государства» (ст. 33 Конституции). Полностью самоуправляемыми являются и все вузы Греции (ч. 5 ст. 16).
Третьей формой освоения достижений культуры является просвещение. Оно заключается в приобщении населения страны к национальной и мировой культуре, распространении знаний о ее достижениях, воспитании молодежи на лучших образцах культуры. Конституция Андорры закрепляет право каждого на просвещение, «целью которого является наиболее полное раскрытие человеческой личности при уважении свободы и основных прав» (ч. 1 ст. 20).
Основная тяжесть в культурном просвещении населения каждой демократической страны ложится на публичные библиотеки, книжные издательства, театры, музеи, филармонии, творческие союзы, радио и телевидение. Их просветительная деятельность по-разному регулируется нормами конституционного права. Так, например, в Австрии художественное творчество, популяризация искусства и развитие его теории согласно ст. 17а Основного закона государства от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете» полностью свободны. Напротив, в Греции радио и телевидение находятся под непосредственным контролем государства. Их деятельность должна быть направлена на объективную и на равных условиях передачу информации и известий, а также на распространение произведений литературы и искусства при обеспечении качественного уровня передач, диктуемого их специальной миссией и интересами культурного развития страны (ст. 15 Конституции).
Определить эффективность конституционных норм о просвещении в области культуры практически невозможно. Однако в странах с развитым гражданским обществом наблюдается тенденция отмены платы за вход во все музеи и другие музейные комплексы. Так, например, во Франции вход в государственные музеи стал с 4 апреля 2009 г. бесплатным для молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Это открыло доступ к музейным ценностям широкой публике, которая как раз и нуждается в эстетическом воспитании.
[3] Отношения по охране материальных и духовных ценностей культуры регулируются конституционными нормами посредством возложения на каждого члена общества обязанности с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о нем, охранять памятники истории и культуры (ст. 54 Конституции Беларуси, ст. 37 Конституции Казахстана). В этом случае государство обладает правом требовать от каждого индивида исполнения юридической обязанности по охране материальных и духовных ценностей культуры, должного поведения в обществе, обусловленного необходимостью проявления повседневной заботы о сохранении культурного наследия страны.
Однако такой способ конституционного регулирования отношений по охране уже созданных материальных и духовных ценностей культуры является недостаточно эффективным. Как свидетельствует новейшая история, культурное наследие народов обычно уничтожается, продается за бесценок скупщикам краденных музейных шедевров и антиквариата самими властями тоталитарных государств. Массовые преступления против культуры стали повседневной практикой в Советском Союзе, фашистской Германии, в Китае в годы так называемой великой пролетарской культурной революции, в Камбодже при кровавой диктатуре «красных кхмеров», в теократическом Афганистане.
Невольно напрашивается вывод, что оптимальным вариантом конституционного регулирования отношений по охране материальных и духовных ценностей культуры может служить лишь позитивное обязывание государства по их сохранению для нынешних и будущих поколений людей. Соответствующие нормы имеются в конституциях Андорры (ст. 34), Италии (ст. 90), Литвы (ст. 42), Португалии (ст. 78), Турции (ст. 63) и ряда других государств.
В конституциях отдельных зарубежных стран в числе объектов культуры, охраняемых государством, выделяются и природные ландшафты. Так, например, в ст. 9 Конституции Мальты записано: «Государство должно охранять ландшафт, историческое и художественное наследие нации».
Такой подход к регулированию конституционными нормами отношений по охране материальных и духовных ценностей культуры является вполне оправданным. Культурные ландшафты, музеи-усадьбы, заповедники и национальные парки, памятники природы есть не только лицо земли, но и лицо общества. Они в значительной степени отражают достижения народа в области культуры.
|