Криминалистическая версия - это основанное на фактических данных предположение о сущности или отдельных обстоятельствах события, имеющего признаки преступления, принятое к проверке следователем либо иным уполномоченным на то лицом при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, расследовании или судебном разбирательстве по делу. С позиций логики версия - это разновидность гипотезы, представляющей собой форму мышления, с помощью которой осуществляется переход от вероятного знания к достоверному.
Версии различаются по объему (общие и частные), по субъекту выдвижения (следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные), по степени конкретности (типичные и конкретные).
Общая версия - это предположительное объяснение события, имеющего признаки преступления в целом (что произошло - убийство, самоубийство, несчастный случай), частная - предположительное объяснение отдельных сторон, элементов этого события (мотива, способа совершения, времени, места, личности преступника и т.д.).
Следственные версии выдвигает и проверяет следователь в целях уяснения сущности события и всех его обстоятельств, т.е. они могут быть как общими, так и частными.
Оперативно-розыскные версии выдвигает оперативный работник, проводящий по поручению следователя проверку тех или иных обстоятельств по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Оперативно-розыскные версии могут быть только частными.
Экспертная версия - это предположение эксперта, принятое им к проверке при производстве экспертного исследования. Она может быть только частной.
Наконец, судебная версия - предположение суда, принятое им к проверке при рассмотрении дела. Суд получает дело, в котором сформулирована только одна версия - та, которая осталась в итоге расследования, после того как все остальные версии, проверявшиеся по делу, отпали. Это так называемая «версия обвинения», сформулированная в обвинительном заключении. Суд обязан тщательно проверить эту версию, выдвинув контрверсию (общую), а по каждой из частных версий - соответствующие частные контрверсии («имело место не кража, а другое преступление»; «преступление совершил не обвиняемый Н., а другое лицо»).
Практически это значит, что каждое доказательство, представленное суду, подвергается тщательной проверке. Если в суде возникнут новые версии, которые ранее не проверялись и могут быть проверены только следственным путем, дело возвращается на доследование.
В отличие от конкретных версий, которые выдвигаются на основе изучения материалов расследуемого дела, могут быть еще и так называемые типичные, или типовые, версии («версии по телефонному звонку»). Это наиболее общее, типичное объяснение события, когда конкретной информации о нем еще слишком
Судебная экспертиза
мало, эта информация противоречива, не вполне достоверна. Кроме того, типичные версии выдвигаются не только на основе имеющейся информации, но и на основе опыта следователя, криминалистических рекомендаций, обобщенной следственной практики, простого житейского опыта и т.д. Эти версии имеют очень большое практическое значение, так как, во-первых, помогают организовать работу по делу в самый первый, наиболее ответственный момент расследования и, во- вторых, дают возможность более целенаправленно проверять отдельные обстоятельства преступления.
Криминалистические версии выдвигаются не только по возбужденному уголовному делу, но и до его возбуждения, в процессе проверки следователем или работником дознания поступивших к ним сведений о совершенном преступлении. Версии, возникающие в ходе мероприятий, проводимых следователем или оперативным работником с целью проверки сведений о совершенном преступлении и решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляют собой особую разновидность криминалистических версий. Их можно назвать предварительными, или проверочными. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела результаты проверки предварительных версий имеют решающее значение, а после возбуждения дела нередко ложатся в основу следственных и иных версий.
|