Общественные объединения в современной России являются развивающимся политико-правовым институтом, выполняющими координирующую и коммуникативную функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Расцвет общественных объединений в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки пришелся на вторую половину XX в. и был вызван формированием так называемого «третьего поколения» прав человека, в соответствии с «поколенческой» классификацией чешского ученого Карела Васака. Социологи объяснили появление и бурное развитие общественных объединений также тем, что самореализация граждан вне рамок работы стала приобретать все большую ценность в сознании людей. В 1990-е гг. в США насчитывалось до 1,4 млн неправительственных объединений, а 51% населения добровольно работали в различных движениях и организациях.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Их правовое положение генетически восходит к праву граждан на объединение, закрепленному в ст. 30 Конституции РФ, и предусматривающему добровольность и самоуправление при создании объединения, а также наличие у объединяющихся лиц общих потребностей и интересов некоммерческого характера. В российской правовой науке содержание права на объединение традиционно рассматривается в контексте реализации права на создание общественных объединений.
Из смысла и содержания ч. 2 ст. 30 Конституции РФ вытекает невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 03.04.1998 г. №10-П, любое объединение, его структура и организационно - правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве.
В конституциях зарубежных стран можно встретить различные подходы к определению права на объединение. Содержание конституционных норм в большинстве случаев позволяет четко установить круг образований, формирующихся в результате реализации данного права, их цели и сферы деятельности, а также отграничить эти структуры от объединений, создаваемых в порядке реализации конституционных прав иного рода.
В- ряде государств право на объединение предполагает создание различных организаций, которые могут иметь любые цели и осуществлять любую деятельность в рамках, допускаемых Конституцией и законами государства (§ 13 Основного закона Финляндии, ст. 21 Конституции Кыргызстана, ст. 35 Конституции Литовской Республики, ст. 27 Конституции Бельгии). В некоторых случаях подчеркивается общественный характер объединений и предусматривается, что они могут учреждаться гражданами для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов (ст. 43 Конституции Республики Хорватии, ч. 1 ст. 20 Конституции Республики Македонии, ст. 36 Конституции Украины).
В России общественные объединения функционируют на основе Конституции РФ (ст. 30) и федеральных законов, важнейшим из которых является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Он устанавливает правовой статус, организационно-правовые формы, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений, их права и обязанности, основы организации управления в общественных объединениях, а также другие положения, общие для объединений граждан.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях», они могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Общественные объединения, созданные в любой из перечисленных форм, могут как регистрироваться в порядке, предусмотренном данным Законом, приобретая права юридического лица, так и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ст. 3, 8-12 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
По состоянию на 01.06.2014 г. в Российской Федерации зарегистрировано: 62 070 общественных организаций; 2048 общественных движений; 5284 общественных фонда; 972 общественных учреждения; 201 орган общественной самодеятельности и 77 политических партий, - всего 70 652 зарегистрированных общественных объединения.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Аналогичный запрет существует, например, в США, где введена практика жесткого контроля за деятельностью неправительственных объединений, обусловленная интересами предупреждения экстремистской и террористической деятельности. Кроме того, в Соединенных Штатах Америки достаточно императивно контролируется финансовое и имущественное положение общественных объединений в целях пресечения незаконной предпринимательской деятельности, а также установления каналов финансирования неправительственных объединений из-за рубежа.
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Решения о создании общественного объединения принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя определенные обязанности.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Общественные организации (объединения) являются некоммерческими - извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, полученная прибыль не распределяется между их участниками.
Однако содержание предмет регулирования Федерального закона «Об общественных Федеральный закон «О некоммерческих организациях» ориентирован на регламентацию правового положения некоммерческих организаций как юридических лиц, в то время как предмет регулирования Федерального закона «Об общественных объединениях» составляют отношения по поводу создания и деятельности любых общественных объединений - не только зарегистрированных в установленном порядке и имеющих права юридического лица, но и функционирующих без государственной регистрации.
Значение самостоятельной общественной деятельности, направленной на выражение интересов граждан и достижение каких-либо социальных результатов посредством создания общественных объединений, заключается в формировании диалога последних с властными структурами в форме «демократии участия», в связи с чем общественные объединения рассматриваются в качестве определяющих компонентов самого гражданского общества.
Обобщая мировой опыт развития общественных объединений, необходимо отметить, что существуют различные модели закрепления их правового положения:
1. индифферентно-институциональная модель, в рамках которой происходит четкое разделение функций и сфер деятельности общественных объединений и структур публичной власти, устанавливается их взаимная автономность, характерная для государств с демократическим правовым режимом. Данная модель наиболее близка Российской Федерации.
2. конфронтационно-институциональная модель, ориентированная на противостояние общественных объединений и институтов государственной власти, между которыми возникают острые противоречия, что, например, имеет место в государствах переходного типа;
3. коммунитарно-контрактуалистская модель, в рамках которой на основе признания близости публичных, корпоративных и личных интересов формируется и развивается политико-правовой механизм взаимного сотрудничества общественных объединений и структур публичной власти.
Общественные объединения составляют многогранный и неотъемлемый институт российского права, рассмотрение которого, в силу его значимости и масштаба распространения, необходимо осуществлять через призму достижений отечественного конституционного права.
|