Дорожно-транспортное происшествие характеризуется локализацией в пространстве и времени, а его сущность выражается в рассогласовании порядка движения транспорта и пешеходов, что связано с опасными и потому необычными действиями оператора (водителя машины, машиниста технической системы...), негативными явлениями, возникшими в окружающей среде или неисправностями в самой технической системе - машине.
Дорожно-транспортное преступление - это совершенное виновно лицом, управляющим транспортным средством, дорожнотранспортное происшествие, в результате которого наступили последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ.
В структуре автотранспортного происшествия целесообразно дифференцировать семь основных стадий его развития: исходная стадия развития происшествия; начальная стадия; возникновение опасной дорожной ситуации; ответное реагирование системы дорожного движения на опасность; управляемая аварийная обстановка; неуправляемая аварийная обстановка; финальная стадия с прямыми и отклоненными финальными последствиями дорожного происшествия; прогнозирование вероятного развития опасности и принятия целесообразных мер.
Основными элементами ДТП являются: обстановка на месте совершения преступления; механизм ДТП; характеристика личности виновного в совершении преступления; сведения о личности потерпевшего.
Обстановка места происшествия в зависимости от того, где произошла авария, бывает разной. Изучая обстановку ДТП, следователь должен принимать меры к обнаружению признаков прошлого состояния окружающей среды и другие обстоятельства.
Как показывает практика ДТП происходит на дорогах, из них 32,3% - на федеральных; 49,3% - на территориальных и 18,4% - на иных дорогах (как известно в сельской местности - полевых дорогах, дамбах и т.п.).
При анализе времени совершения ДТП можно проследить достаточно устойчивую зависимость между интенсивностью движения и количеством ДТП. Так, максимальное количество ДТП происходит: по месяцам (в период с июля по октябрь) - 44,2%; по дням недели (в пятницу и субботу) - 30,5%; по времени суток (с 17 до 21 часа) - 26,2%. Минимальное количество ДТП происходит: по месяцам (в феврале) - 4,5%; по дням недели (во вторник и среду) - 25,6%; по времени суток (с 3 до 6 часов) - 3,8%.
Механизм совершения ДТП показывает, что 48,6% от общего количества ДТП составляют наезды на пешеходов; 25,5% - столкновения транспортных средств и 25,9% - наезды на различные препятствия.
Специфика личности водителя, виновного в совершении ДТП, прежде всего определяется его возрастом, состоянием здоровья (зрения, психического состояния и т.д.), его опытом и навыками управления транспортным средством и т.д.
Обязательным элементом криминалистической характеристики ДТП являются сведения о техническом состоянии автотранспортных средств и знания водителем или лицом дающим право выезда водителю на рейс (линию) на неисправных машинах по указанию соответствующих должностных лиц.
|