Общеизвестно, что успех в расследовании дела во многом обеспечивается доброкачественностью первичных материалов, поступающих в распоряжение следователя при возбуждении уголовного дела.
Возбуждение уголовного дела в подавляющем большинстве случаев производится следователем без предварительной проверки обстоятельств дорожно-транспортного происшествия по факту наступивших вредных последствий (смерть потерпевшего, ранение людей и пр.) С другой стороны, эти вредные последствия не всегда могут быть очевидными в момент ДТП и проявляются некоторое время спустя. Поэтому, поскольку первыми лицами которые прибывают на ДТП, во всех случаях являются сотрудники ГИБДД, качество собранных или первичных материалов имеет важное значение не только в решении вопроса о необходимости в возбуждении уголовного дела, но и для достижения успеха в его расследовании после того, как дело будет возбуждено.
Основными документами в этих материалах являются: а) протокол о дорожном происшествии; б) схема дорожного происшествия; в) протокол осмотра (технического) транспорта.
В первичных материалах, собранных сотрудником ГИБДД необходимо отразить следующие вопросы: а) насколько была превышена допустимая скорость движения в данных конкретных условиях, при которых произошла авария, наезд и т.д.; б) имел ли водитель возможность своевременно остановить автомашину; в) какое расстояние было необходимо, чтобы остановить автомашину; г)что надлежало предпринять водителю для избежания аварии, наезда и что им было предпринято в связи с этим; д) уменьшилась ли тяжесть последствий аварии в связи с предпринятыми водителем мерами; е) насколько допущенные нарушения ПДД повлияли на тяжесть наступивших последствий.
Все эти вопросы, позволят следователю, дознавателю, прокурору и суду более правильно решить вопрос о степени ответственности водителя и определить тяжесть совершенного преступления, они подлежат обязательному выяснению в процессе расследования по делу.
Первоначальные следственные действия в делах этой категории определяются характером самого автопроисшествия (наезд, опрокидывание и т. д.) и скрылось или нет с места происшествия транспортное средство либо его водитель, а их неотложность - возможностью получения доказательств лишь при производстве в самое кратчайшее время после совершения преступления.
Таким образом, неотложный характер доследственных действий определяется временем их проведения, а первоначальность - характером преступления.
Границы первоначальных следственных действий определяются специфическими особенностями производства расследования по той или иной категории дел и теми конкретными задачами, которые стоят перед следователем в начале следствия по делу безотносительно к планированию его расследования.
Минимум неотложных первоначальных следственных действий по рассматриваемым делам при всех обстоятельствах должен состоять: в осмотре места происшествия и имеющихся следов и вещественных доказательств, а также в осмотре самого транспортного средства и трупов потерпевших (водителя), если имеются жертвы; в допросе очевидцев (свидетелей) происшествия (если таковые оказались на месте аварии, наезда и т. п. происшествия), а также оставшихся в живых потерпевших и водителя; в розыске автомашины или ее водителя, если последний скрылся с места происшествия; в освидетельствовании потерпевших и водителя для определения тяжести телесных повреждений и состояния опьянения; в судебно-медицинском вскрытии и исследовании трупов лиц, обнаруженных при осмотре места автотранспортного происшествия.
В методике расследования дел об автотранспортных преступлениях рассматриваются следующие криминалистические ситуации: а) ситуация, когда нарушения правил дорожного движения и эксплуатация транспортного средства повлекли тяжкие последствия (человеческие жертвы, повреждения или разрушения транспорта и др.) и когда транспортное средство и причастный к происшествию водитель находятся на месте дорожнотранспортного происшествия; б) повлекли общественно опасные последствия, предусмотренные в ст. 264-265 УК РФ и когда водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия.
Направленность действий следователя определяется именно этими обстоятельствами, так как в первом случаях задача состоит в том, чтобы выяснить механизм автотранспортного происшествия, а затем выявить лиц, виновных в совершении преступления. Механизм развития дорожно-транспортного происшествия (преступления) характеризуется тем, что на него могут повлиять многие факторы, различные и по своей природе, и по юридической значимости. По времени факторы, оказавшие влияние на ДТП, могут ему предшествовать и возникать задолго до наступления последствий, и тогда их связь с последствиями носит опосредованный характер, прослеживается неясно. В качестве примера можно привести факт некачественного ремонта тормозной системы автомобиля, который спустя несколько дней или недель эксплуатации автомобиля послужил причиной столкновения.
Нередко для выявления юридически значимых факторов, приведших к наступлению последствий, предусмотренных УК РФ, ряд фактов имевших место в объективной действительности, необходимо расчленить и мысленно выстроить их во временной ряд. Точкой отсчета для мысленного расчленения может быть принят момент некачественного ремонта рулевого управления или тормозной системы автомобиля, момент выезда встречного автомобиля на чужую полосу движения, момент появления на проезжей части пешехода, перебегавшего дорогу и т.д.
При отсутствии водителя (и транспорта) на месте происшествия первоочередное значение приобретают мероприятия, направленные на розыск автомашины и виновного водителя. Конечно, и в первом и во втором случае для методики расследования имеют значение причины автопроисшествия (зависели или не зависели наступившие тяжкие последствия от действий водителя, пешехода).
|