В системе юридических наук теория государства и права является фундаментом юридических знаний. Исторически правовые знания развивались в различных формах, вместе с развитием самого государства и права: вначале в форме мифологии, потом религии, а с появлением рационалистической философии - в философской форме. Этот этап развития еще нельзя назвать научным, хотя некоторые теории этого периода приобретают наукообразную форму. Появляется система доказательств, отрабатывается терминология, предпринимаются попытки проверить теоретические изыскания на практике. Однако наука становится таковой только тогда, когда у нее есть четкий предмет и объект исследования, методология, система закономерностей и верификация результатов исследования. С теорией государства и права это происходит, как и с большинством гуманитарных наук, в XIX в., когда она выделяется из правовой философии в самостоятельную науку. И именно с этого момента она становится краеугольным камнем юриспруденции.
Что же отличает теорию государства и права от остальных юридических дисциплин? Прежде всего предмет науки. Предметом теории государства и права в отечественной литературе традиционно является система закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и
права. Государство и право здесь изучаются в их наиболее общих проявлениях, с высокой степенью обобщения и абстрагирования от конкретных их образцов. Для исследования своего предмета данная наука обобщает достижения всех юридических наук, но и на этом не останавливается, а обращается к опыту других гуманитарных наук, изучающих общественные явления, с целью выявления факторов, определяющих эволюцию государственных и правовых институтов, в том числе, в отличие от остальных юридических наук, изучается не только объективная сторона предмета, но и субъективная. Поскольку предмет науки находится в постоянном движении, скорость которого неуклонно растет, теория государства и права является одной из самых динамичных юридических наук.
Еще одна отличительная особенность науки теории государства и права - ее функции.
Первая функция, общая для всех наук, - гносеологическая. Это изучение и объяснение явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Значение этой функции состоит в сборе эмпирических данных для последующего анализа и обобщения с целью выявления общих закономерностей развития. С помощью этой функции как раз и появляются устойчивые знания предмета. Реализация этой функции позволяет решить онтологические проблемы государства и права, ответить на вопросы о сущности этих явлений, особенностях и факторах, повлиявших на их происхождение и развитие. Обобщая данные отдельных юридических наук, теория государства и права создает целостную картину правового и государственного развития как отдельных систем, так и общемировых процессов. Это базовая функция любой науки.
Вторая функция - прогностическая. Она заключается в выработке на основе полученных научных знаний прогноза развития государственно-правовых явлений. Это не предсказание, а научный прогноз с той или иной степенью допущения и погрешности. Реализация этой функции позволяет предвидеть возможные проблемы развития и избежать тяжелых последствий для общества и государства. Точность прогноза определяется полнотой реализации предшествующей функции.
Третья функция - методологическая. В науке часто она рассматривается как единая, хотя в последнее время принято выделять отдельные методологические функции. К методологическим функциям относятся:
эвристическая - создание предпосылок для научных открытий, стимулирование появления новых гипотез и теорий. Иногда эту функцию называют организаторской функцией науки;
координирующая - разработка методологии, общей для всех юридических наук, с помощью которой координируется всестороннее изучение предмета. В рамках этой функции разрабатывается единый для всех юридических наук понятийный аппарат, система категорий и структурных элементов юриспруденции;
интегрирующая - объединение на общей основе данных отраслевых наук, дающее целостную картину предмета;
логико-юридическая - разработка особой системы доказательств юридической науки.
Четвертая функция - мировоззренческая. Ее задача заключается в формировании определенного типа мировоззрения общества и индивида. Среди мировоззренческих функций можно выделить:
гуманистическую - формирование в юридической науке и в обществе ценности человеческой личности, признание и уважение прав человека и гражданина, учет интересов личности при оценке деятельности существующих правовых и государственных институтов;
социально-аксиологическую - формирование системы социальных ценностей, взаимодействие права и общественной морали;
культурно-воспитательную - воспитание развитого правосознания и правового поведения, осознания своих прав и обязанностей;
идеологическую - создание определенной модели общественных отношений, объединение государственных и общественных целей и идеалов.
Иногда выделяют пятую функцию - организационно-прикладную. Она проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, обеспечении научности государственного управления и правового регулирования[1].
[1] См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 9.
|