Необходимым условием существования общества является наличие власти, благодаря которой удается организовать совместную деятельность людей, обеспечить порядок в их взаимоотношениях. Для человеческого общества, представляющего собой единый социальный организм, власть является мозгом, без которого невозможны ни выработка единой воли, ни следование ей.
Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Сама по себе власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство организации и функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле; это основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами и их общностью, осуществляемое для достижения тех или иных результатов[1].
Суть власти заключается в способности и реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных. Ф. Энгельс в работе «Об авторитете» рассматривал власть как отношение, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, а с другой - подчинение подвластного воле властвующего. То есть власть характеризуется тем, что один субъект подчиняет себе волю другого и принуждает к определенному действию.
Особенности власти проявляются в следующем:
Отношения носят волевой характер, т.е. предполагают подчинение, следование субъектов воле властвующего.
Наличие принуждения в любой форме, которое может основываться не только на силе, но и на авторитете, слепой вере и других факторах, которые заставляют субъектов следовать воле властвующего.
Выделяют различные виды социальной власти: власть рода, племени, общины, политическая, экономическая, родительская и др.
Особым видом социальной власти является государственная власть, которая осуществляется самим государством либо делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени и при его поддержке.
Особенность государственной власти, ее исключительный характер определяется прежде всего характеристиками самого государства, являющегося единственным официальным представителем общества, реализующим свою волю на всей своей территории и в отношении каждого, кто находится на ней, а также имеющего монополию на использование силы.
Соответственно, характерными признаками государственной власти, выделяющими ее среди других видов власти, являются следующие моменты:
ее носителем являются специальные субъекты - государство в целом либо отдельные государственные органы и должностные лица;
она распространяется на все общество, проживающее на определенной территории;
в ее основе лежит авторитет самого института государства, неравенство статусов (прав и обязанностей) чиновника и рядового гражданина;
опирается на использование специальных средств управления (законы, политика, идеология, государственное принуждение и др.).
Поскольку государство является официальным представителем населения, в основе государственной воли лежит воля народа, граждан государства. Однако ее выражение имеет определенные особенности, так как государство не может учесть волю каждого, соответственно, воля граждан носит обобщенный характер и выражается через представительные органы государственной власти (в современных демократических государствах). Формирование состава представителей общества и, соответственно, воли народа осуществляется через деятельность политической системы общества. В свою очередь, реализация государственной воли осуществляется через специальные институциональные элементы, организационно оформляющие власть и делающие ее постоянно функционирующей и общеобязательной. К таким элементам относятся государственные органы и учреждения, право и т.п. Именно данные элементы обеспечивают следование всех установленной воле народа, прибегая в самом крайнем случае к мерам государственного принуждения.
Наряду с государственной часто упоминают такие виды власти, как политическая и публичная. Рассматривая отличия государственной власти от политической, следует отметить, что последняя является более широкой категорией, так как само государство является частью политической системы, одним из ее субъектов, кроме того, предметом политики являются как раз отношения по поводу организации и использования государ-
ственной власти в целях реализации интересов общества. Помимо государства, политическую власть могут также осуществлять иные субъекты политической системы - лоббистские группы, религиозные организации, партии и др.
Рассматривая соотношение государственной и публичной власти, стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации под публичной следует понимать власть, обеспечивающую управление делами общества от имени народа. В Конституции РФ указано, что этот вид власти осуществляется не только государственными органами, но и иными организациями, не входящими в систему органов государственной власти, например органами местного самоуправления. Таким образом, категория публичной власти также является более широкой, чем власть государственная.
[1] См.: Байтин М.И. Сущность и типы государства // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 43.
|