Рассмотрение функций государства будет неполным без характеристики форм осуществления этих функций. К пониманию данного явления существует два подхода[1].
В рамках первого формы осуществления функций государства определяют как деятельность, непрерывно осуществляемую любым органом государственной власти, в процессе которой и реализуются, осуществляются функции (данного подхода, например, придерживался М.И. Байтин). При этом выделяют две основные группы форм осуществления функций государства:
1. Правовые, которые связаны с изданием правовых актов и их претворением в жизнь, соответственно, влекущие юридические последствия. К ним относятся правотворческая деятельность, заключающаяся в создании юридических актов, а также правоприменительная деятельность, в рамках которой обеспечивается их реализация. Особой разновидностью правопримени
тельной деятельности является правоохранительная деятельность, направленная на пресечение правонарушений и наказание виновных в них лиц.
2. Организационные, не связанные с изданием юридических актов и не влекущие за собой юридических последствий, но осуществляемые на основе выполнения требований законности. К ним следует отнести организационно-регламентирующую деятельность, в рамках которой решаются текущие технические вопросы (например, организация приема граждан, дежурства по учреждению), организационно-хозяйственную деятельность, благодаря которой осуществляется материальное обеспечение выполнения различных функций (например, организация бухгалтерского учета, материально-технического снабжения), а также организационно-идеологическую деятельность, которая выражается в разъяснительной и воспитательной работе с гражданами и иными субъектами (например, разъяснение смысла нормы права, информирование об основных результатах деятельности).
Второй подход подразумевает под формами осуществления функций государства деятельность основных звеньев государственного аппарата (этой позиции придерживался, например, М.С. Строгович). В связи с тем что в основе существующей структуры механизма государства лежит принцип разделения властей, в рамках данного подхода выделяют следующие формы осуществления функций государства:
законодательная, проявляющаяся в виде издания норм права различными органами государственной власти;
исполнительная, суть которой заключается в организации процессов реализации уже созданных норм и в непосредственном правоприменении;
судебная, в рамках которой разрешаются споры и выявляются недостатки в процессе реализации норм права;
контрольно-надзорная, которая обеспечивает законность и порядок в исполнении требований норм права.
Оба данных подхода в равной мере применимы на практике и в совокупности позволяют более четко и конкретно характеризовать деятельность государства по реализации своих функций и достижению поставленных перед ним обществом целей и задач.
[1] См.: Байтин М.И. Формы осуществления функций государства // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 75-77.
|