На современном этапе развития общества выделяют две основные формы правления - монархию и республику.
Монархия - форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который выполняет функции главы государства, законодательной, судебной и исполнительной власти, контролирует местное самоуправление.
Признаки монархии:
Власть передается по наследству: монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее.
Власть монарха осуществляется пожизненно и бессрочно.
Монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа, государства («государство - это я»).
Монарх независим от избирателей и народа и не несет никакой ответственности за результаты своей деятельности.
Современность знает следующие виды монархий:
абсолютные (Саудовская Аравия, Оман), в которых власть монарха ничем и никем не ограничена. Это классический тип монархий;
ограниченные, где власть монарха ограничена представительным органом (Великобритания, Япония), причем можно выделить две основные разновидности ограниченных монархий - парламентарные, в которых правительство формируется и подотчетно парламенту, а монарх часто является номинальной фигурой (например, Великобритания, Дания, Япония) и дуалистические, в которых власть монарха существенно ограничена представительным органом, однако он остается главой исполнительной власти (например, Кувейт, Иордания);
выборные монархии, в рамках которой монарх избирается влиятельными кланами (например, Монгольская империя Чингисхана) или членами коллегиального органа власти (примером такой формы является Святой Престол Ватикана).
Помимо этого, в истории человечества существовало множество других видов монархий: древневосточные деспотии (например, Египет), сословно-представительные монархии (свойственные любой европейской стране эпохи Средневековья) и ряд других.
Республика - форма правления, при которой власть принадлежит представителям народа, избираемым на определенный срок.
Основные признаки республики:
Выборность, которая означает, что государственная власть в стране временно передается (делегируется) народом определенному выборному органу.
Коллегиальность правления, т.е. возможно наличие нескольких выборных органов (в том числе коллегиальных), осуществляющих совместное управление государством, при этом взаимодействие между ними осуществляется на основе системы сдержек и противовесов.
Сменяемость и срочность власти, т.е. представительная власть меняется (переизбирается) через определенный период времени.
Зависимость от народа в лице избирателей, т.е. официально, на законодательном уровне закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. В наиболее простом случае ответственность выражается в возможности отзыва представителей либо проведении новых выборов.
В зависимости от того, кто формирует и кому подотчетно правительство, республики делятся на следующие виды:
парламентские, в которых правительство формируется парламентом и несет перед ним политическую ответственность (например, Италия, Индия, ФРГ). В странах с парламентской республикой главы государства как такового может и не быть либо его полномочия являются номинальными и не играют большой роли в политической жизни страны, а настоящим главой государства является глава правительства, которым становится лидер политической партии, получившей большинство на выборах;
президентские, в которых существует сильная фигура президента, являющегося одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Ни правительство, ни президент ответственности перед парламентом не несут, но нуждаются в его поддержке. Отношения между ними выстраиваются по системе сдержек и противовесов (например, США, Бразилия);
смешанные, в которых влияние на правительство поделено между парламентом и президентом. Это выражается в том, что, как правило, президент имеет широкие полномочия по управлению исполнительной властью, при этом парламент также может активно влиять на нее, блокируя работу данной ветви либо вообще отправляя ее в отставку (например, Португалия, Франция). В таких странах позиция президента очень сильно зависит от состава парламента.
Форма правления в Российской Федерации носит смешанный характер при наличии достаточно сильной власти президента.
|