Выделяют две основные формы территориального устройства государства: простую (унитарное государство) и сложную (федерации, конфедерации, империи и др.).
Унитарное государство (от лат. unitas - «единство») - это централизованное государство, в составе которого нет других государств, государственных образований или других территориальных единиц, обладающих самостоятельностью и собственными признаками суверенитета, а на его территории созданы административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают.
Признакиунитарного государства:
Единство территории, населения и власти, действующей в пределах государства, т.е. существует только один центр управления всем обществом.
Единая система права и государственных органов, их жесткая иерархия; при этом законы может принимать только центральный орган власти, все другие принимают исключительно подзаконные акты, носящие подчиненный по отношению к законам характер.
Законодательные органы, как правило, однопалатные, так как палаты парламентов не имеют специальных представителей от тех или иных регионов.
Виды унитарных государств:
централизованные, в которых у административно-территориальных единиц нет самостоятельности и признаков автономии (например, Беларусь, Швеция);
децентрализованные, в которых существуют территории с особым, автономным статусом (например, Азербайджан - Нахичеванская Автономная Республика, Франция - Корсика). Как правило, автономия таких территорий проявляется в возможности самостоятельного определения состава и структуры местных органов власти, в то время как в централизованных государствах все органы власти определяются и назначаются центральной властью.
Федерация (от лат. foederatio - «объединение, союз») - сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, обладающих определенной степенью политической, юридической и экономической самостоятельности. В большинстве случаев объединение в федерацию носит добровольный характер.
Признаки федерации:
Обеспечивается децентрализация, разграничение полномочий центра и регионов за счет двухуровневого государственного аппарата.
Субъекты обладают хозяйственной и политической самостоятельностью, т.е. могут принимать самостоятельные решения по некоторым вопросам развития региона, а также имеют свои источники финансирования.
Законодательный орган, как правило, двухпалатный, в одной из палат представлены субъекты федерации.
Территория федерации состоит из территорий входящих в нее субъектов и государственных образований.
Право выхода из состава за субъектами, как правило, не признается, что обеспечивает единство и целостность государства.
Наличие двухуровневой системы законодательства - федерального и регионального, причем в некоторых случаях региональные правовые акты могут обладать большей юридической силой.
Существуют различные виды классификаций федерации, среди которых в первую очередь следует отметить следующие:
в зависимости от принципа разделения территории на субъекты - образованные по национальному признаку (например, СССР), территориальному (ФРГ, США), национально-территориальному (Канада, Индия);
в зависимости от степени самостоятельности и равноправия субъектов - симметричные, в которых все субъекты в отношениях с федеральной властью юридически равноправны (например, США, Австралия, Мексика, Бразилия) и асимметричные, в которых статус субъектов различен (например, Бельгия, Испания, Индия, Канада, Российская Федерация).
Рассуждая о федерации, невозможно хотя бы кратко не остановиться на конфедерации - межгосударственном образовании. Конфедерация - это, как правило, временный союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования (кстати, поэтому многие ученые не считают ее формой государственного устройства и, наряду с протекторатом, унией, содружеством и подобными им, относят к формам межгосударственного взаимодействия[1]). Данная форма сочетает признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций, создается зачастую для достижения определенных внешнеполитических целей (как например, США в начале своего существования, Швейцария и др.). Со временем конфедерация или распадается, или становится федерацией.
Признаки конфедерации:
Создание конфедерации, как правило, закрепляется межгосударственным договором.
Суверенитет сохраняется за каждым субъектом и не распространяется на все объединение в целом.
Конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач, соответственно, единой системы государственных органов нет.
Субъекты имеют право выхода из состава конфедерации.
Нет общего законодательства, единой денежной системы и гражданства, принимаемые общие нормативные акты зачастую требуют отдельной процедуры одобрения.
Характеризуя форму территориального устройства Российской Федерации, следует отметить, что она является, как уже следует из ее названия, федерацией, образованной по смешанному национально-территориальному принципу.
[1] См.: Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие. Саратов, 2009. С. 105-108.
|