Категория «политический режим» позволяет ответить на вопрос, как в данном обществе функционирует политическая система, как осуществляется политическая власть. Политический режим отражает совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень их политической активности, состояние законности. Образно говоря, это определенный политический климат, существующий в данном обществе.
Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране необходимо ответить на следующие вопросы.
Как возник данный политический режим? Имеется в виду организация и проведение выборов в органы политической власти. Известный польский политолог Е. Вятр отмечает, что характер и содержание формирующегося политического режима определяются соревновательностью выборов, которые предполагают свободу «выставлять свою кандидатуру... Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры»[1].
Какие политические группировки находятся у власти? Это раскрывает цели, которые данные группировки преследуют. Если власть принадлежит представителям демократических сил, то ставятся задачи демократизации общественной жизни. Если властвуют представители военной элиты, экстремистских кругов, тогда преследуются иные цели.
Каким методам политического господства отдается предпочтение - демократическим или насильственным? Другими словами, политическая жизнь может характеризоваться как признанием народа высшим источником власти, так и политическим насилием, репрессиями против инакомыслящих, манипулированием сознанием людей с помощью разного рода мифов и ложной информации.
Какие партии добиваются прихода к политической власти (коммунистические, либеральные, демократические и т.д.)? Цели, которые ставят политические партии, во многом определяют тип политического режима в той или иной стране.
Допускается ли существование политической оппозиции и в какой мере? Ее существование предполагает свободу мнений, независимость средств массовой информации, критику и контроль деятельности властвующих структур, выдвижение альтернативных программ экономического и политического развития страны. Оппозиция может требовать отставки правительства и проведения новых выборов. Таким образом, факт наличия или отсутствия оппозиции является важным обстоятельством в определении типа политического режима.
Каково положение личности в данной стране? В первую очередь, речь идет об уровне и фактической реализуемости институ-
та прав и свобод граждан, о правах человека, гарантирующих индивидуальную свободу, возможность активного участия в управлении государством, право на собственность, предпринимательскую деятельность, свободу распоряжения рабочей силой. Речь идет также о достойном уровне жизни, социальной защищенности и духовном развитии личности. Очевидно, что степень осуществления прав человека в том или ином государстве является одним из существенных показателей, позволяющих классифицировать политические режимы.
Типология политических режимов
Политические режимы подразделяются на две основные группы - демократические и антидемократические.
В политологии дается их классификация в виде идеальных типов. В реальной жизни зачастую сочетаются элементы идеальных типов.
Выделяют четыре основных типа политических режимов:
авторитарный - власть одного лица, органа;
тоталитарный - всепроникающий, всеподчиняющий;
либеральный - свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;
демократический - вовлекающий народные массы в процессы политического управления.
На практике реализация государственной власти чаще всего представлена в симбиотическом виде: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.
Тоталитарный режим характеризуется засильем официальных структур, проникновением государства во все «поры» общества, когда стирается грань между политическими и неполитическими сферами жизни. При этом натиск государства осуществляется при наличии сильной, жесткой центральной власти - авторитаризма. Поэтому, характеризуя такой режим, приходится говорить об авторитарно-тоталитарных методах и средствах подчинения всех форм проявления общественной жизни государству.
Санкционирование происходящих в обществе процессов политизирует сверху донизу всю социальную жизнь. В этих условиях идеология, приобретая статус государственной и являясь господствующей в обществе, определяет собой протекание духовного и политического процессов, не допуская никакого инакомыслия.
Авторитарно-тоталитарный режим может принимать форму диктатуры каких-то классов, социальных сил (разновидность - хунта, военная диктатура), а также реализовываться в виде культа личности. Общим для такого режима является отчуждение граждан и их организаций от самостоятельного участия в политике; отношения между обществом и государством принимают извращенную форму: общество всецело и безраздельно подчиняется государству.
Авторитарно-тоталитарный режим, объективно являясь антиподом демократии, всегда выступает ее противником, хотя на словах - в программах, заявлениях, призывах - широко использует демократическую фразеологию, лозунги свободы и всеобщего равенства. При этом следует указать на весьма распространенный, но всегда завуалированный факт: никто и никогда открыто не обосновывает естественность и правомерность тоталитаризма. Совсем напротив - все прикрывается мерками демократии, ее требованиями.
Авторитарный режим - это система политического господства, основанная на власти какого-либо авторитета, установленного путем использования недемократических методов. Он предполагает, как правило, исключительную концентрацию исполнительной власти, а зачастую и законодательной, в руках главы государства при ограничении или сведении на нет роли парламента в контроле за государственной политикой. Авторитарный режим лишен некоторых признаков тоталитаризма, власть здесь не имеет тотального характера.
Методам авторитарного режима присуще сочетание прямого насилия политической власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Политическая власть стремится шире использовать социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает некоторый плюрализм в обществе.
Авторитарный режим пытается не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с политикой. Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контроля, что присуще тоталитаризму. Сфера же политики находится под контролем авторитарной власти, которая стремится не допускать конкуренции политических оппонентов, а сохранять за правящей партией монополию на власть. Но это не значит, что обязательно полностью подавлена несанкционированная политическая деятельность. Функционируют парламент и оппозиционные партии, допускаются выборы, не существует монопольного господства одной идеологии.
Другие начала организации и функционирования государственной власти лежат в основе либерального, демократического режима. Причем если главным в характеристике либерального политического подхода является свобода для граждан, общества в решающих сферах жизнедеятельности, не говоря уже о частной жизни, то при демократическом режиме самое существенное - это вовлечение населения, граждан в государственные дела посредством их разнообразного участия в осуществлении власти. И, конечно, в соответствии с этим государство использует совершенно другой арсенал средств и методов в своей деятельности. Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества.
Таким образом, демократический режим характеризуется:
признанием народа источником власти государства;
официальным признанием легитимности власти большинства при учете и обеспечении власти меньшинства;
осуществлением выборности центральных и некоторых других органов власти;
утверждением верховенства закона, регулирующего реализацию государственной власти, ее взаимодействие с населением;
обеспечением свободы и равенства граждан между собой и по отношению к самому закону;
гарантией определенного (необходимого) набора жизненно важных прав граждан, а также фиксацией перечня основных обязанностей индивида перед государством.
Демократический режим подразделяется на два подтипа - парламентский и президентский.
Основные особенности парламентского типа демократического режима:
- законодательная и исполнительная власть находится в руках парламента;
кабинет министров подбирается и назначается парламентом;
решения, принимаемые в парламенте, вырабатываются открыто и состязательно.
Существует три разновидности парламентских демократических режимов:
однопартийное большинство в парламенте;
парламентская коалиционная власть;
консенсуальная парламентская власть.
Для президентского подтипа демократического режима характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, самостоятельных по отношению друг к другу, и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента.
Следует подчеркнуть, что переход от одного политического режима к другому - достаточно сложный процесс. Данная проблема не только теоретическая, но и практическая, она непосредственно затрагивает нашу страну. Некоторые политологи считают, что в России не должно быть никакой авторитарной власти, хватит с нас «сильной руки», надо прямо идти к демократии. Другие же полагают, что переход от тоталитарной системы к демократической нельзя осуществить скачком. Так, известный российский политолог А. Мигранян считает, что при первоначальном разгосударствлении духовной, экономической жизни по мере юридического оформления различных форм собственности происходит усложнение общества, возникают многочисленные и конфликтующие интересы. А это потенциальная опасность хаоса и краха. И пока, по его мнению, будет идти сложнейший процесс формирования и укрепления гражданского общества в экономической и духовной сферах, важно, чтобы в политической сфере сохранилась крепкая авторитарная власть, которая допускала бы ограниченную демократию.
Сложившийся в последние годы политический режим в России вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками иных политических режимов. С одной стороны, налицо черты демократии: строятся основы правовой государственности и формируются
устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения власти в государстве (хотя и существует определенный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); права человека на конституционном уровне провозглашены высшей ценностью; реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается, особенно на местах); нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов - финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что, безусловно, подменяет принцип свободной конкуренции моно- польностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми империями. В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Как будет происходить движение России от тоталитарных структур к демократическим, может показать только время.
[1] Вятр Е. Типология политических режимов: лекции по политологии. Таллин, 1991. Т. 1. С. 56.
|