Механизм государства - весьма сложная по своей сути и содержанию категория. В научной литературе нет единства мнений относительно данного понятия. Тем не менее большинство
исследователей не возражают против того, что: а) без механизма государства нет и государства; б) механизм государства есть и сущностное проявление, и форма выражения такого определяющего признака государства, как наличие публичной власти; в) механизм государства и его структура определяются сущностью государства; г) механизм государства складывается из различных частей, соответствующих своему социальному назначению: законодательные, исполнительные и правоохранительные. Все вместе они образуют определенную систему, которая функционирует на основе общих и специальных принципов.
Понятие «механизм государства» употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле государственный механизм - это система государственных организаций, базирующихся на единых принципах функционирования, наделенных властными полномочиями с целью решения задач и реализации функций на определенных этапах его исторического развития. Названный подход основывается на понимании государственной организации в ее следующем значении: а) государственное предприятие (организация); б) государственное учреждение; в) государственный орган. Именно с позиции последнего структурного элемента механизм государства и рассматривается в узком смысле слова как государственный аппарат: это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью решения задач и осуществления функций на определенных этапах его исторического развития.
Государственный аппарат или механизм государства в узком смысле слова осуществляет свою деятельность в двух формах: неправовой и правовой. К неправовым формам относятся организационная, технико-исполнительная, информационная деятельность, к правовым - правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная и правозащитная деятельность.
Понятие «механизм государства» раскрывается через его черты, признаки. В научной литературе называют от 3 до 7 и более его свойств[1]:
- во-первых, это коллектив людей, обладающих профессиональными навыками управления. Имеется в виду управление государственными делами (внутренними и внешними) в формах, предусмотренных Конституцией;
во-вторых, механизм государства есть система государственных органов, которая основывается на единстве общих принципов его формирования и деятельности (например, разделение властей, уважение прав человека, гласность, законность);
в-третьих, наличие властных, обязательных для всех полномочий, с одной стороны, и наличие правовых связей и отношений внутри системы государственных органов, с другой стороны;
в-четвертых, наличие материальных и организационных орудий принуждения и др.
Механизм государства имеет свою структуру, под которой понимается его внутреннее строение:
государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
государственные организации - такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговая полиция и т.п.);
государственные учреждения - такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательнообразовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
государственные предприятия - такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства[2];
организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства функционирует на основе определенных принципов, под которыми понимаются основополагающие идеи, начала организации и деятельности государственных органов. В них проявляются объективные закономерности и динамика развития той части государства, которая связана с государственным управлением общества.
В юридической литературе к общим принципам государственного аппарата в России относят:
принцип народовластия, суть которого четко выражена в ст. 3 Конституции Российской Федерации: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»;
принцип разделения властей, согласно которому «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»;
гласность. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации. В ст. 24 Конституции России записано: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы»;
уважение достоинства личности. Согласно ст. 21 Основного закона страны «ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»;
законность, сущность которой заключается в соблюдении всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);
гуманизм, который в соответствии со ст. 2 Конституции России означает признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
В научной литературе называются и другие принципы: федерализм, централизм, национальное равноправие, профессионализм, равный доступ к государственной службе, сочетание коллегиальности и единоначалия и т.д.
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
От устройства государственного механизма во многом зависит эффективность государственного воздействия на самые разные стороны жизни общества, все происходящие в нем процессы. Это обеспечивается в том числе едиными принципами функционирования государственного аппарата. Главными среди них являются законность, компетентность, профессионализм, правовая культура и гуманизм. Забота о человеке, обеспечение прав личности являются важнейшим принципом социальной политики современного демократического государства.
Аппарат современных государств, как правило, очень сложен в организационном отношении. Объясняется это тем, что государственный аппарат приспособлен для осуществления усложнившихся многообразных функций государства в современных условиях. Данное обстоятельство ставит перед государством двоякую задачу: с одной стороны, деятельность разных звеньев государственного аппарата должна быть хорошо скоординирована; с другой - государство должно укреплять демократические методы управления обществом и, соответственно, совершенствовать стиль работы государственного аппарата. Важной задачей современного демократического государства является борьба с бюрократическими барьерами, с коррумпированностью чиновничества. Эти негативные явления препятствуют нормальному развитию общества, порождая так называемый правовой нигилизм граждан, их отчуждение от власти, тем самым сужая социальную базу власти, ослабляя ее.
[1] См.: Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Теория государства и права. Краткий курс лекций. Саратов, 2002. С. 48.
[2] См: Касаева Т.В. Роль государственных служащих в механизме современного Российского государства /под ред. В.Л. Кулапова. Саратов, 2011.
|