Воскресенье, 24.11.2024, 19:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 56
Гостей: 56
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие, признаки и виды органов государства

Характеристика механизма государства будет не полной без анализа его ядра - государственного органа. Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого. Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Государственный орган - это создаваемый в установленном законом порядке и наделенный властными полномочиями организованный коллектив людей, призванных решать установленные законом задачи и осуществлять функции государства в определенной сфере жизни общества. Орган государственной власти отличается от государственных предприятий и учреждений наличием внешних государственно-властных полномочий. Ему присущи следующие признаки:

представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;

действует от имени государства и по его поручению;

имеет физическое воплощение, т.е. коллектив людей - государственных служащих, на которых возлагается осуществление соответствующих задач и функций;

обладает властно-управленческими функциями, содержащими возможность оказывать организующее, волевое и целенаправленное воздействие на определенные сферы общественной жизни;

 

создается и функционирует в установленном законом порядке и на основе общих принципов организации (см.: ч. 3 ст. 77 Конституции России и др.);

имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;

обладает внутренней структурированностью. Например, в системе органов исполнительной власти выделяют такие структурные подразделения, как министерства, управления, ведомства, комитеты, отделы, отделения и т.д.;

отличается организационно-правовой самостоятельностью, обеспечивающей эффективное и качественное выполнение работы в рамках полномочий;

осуществляет свою компетенцию тремя способами:

принятием нормативных актов (предписаний общего характера);

принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

конкретно-организационной деятельностью;

имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

 

В научной литературе органы государственной власти классифицируются по различным основаниям.

В соответствии с федеральным государственным устройством различаются федеральные органы и органы субъектов федерации. Федеративное устройство РФ основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции); в соответствии с принципом разделения властей - законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

В Российской Федерации органом законодательной власти является Федеральное Собрание - парламент РФ. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними таково: всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительно-распорядительные органы (правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Кроме того, выделяют следующие виды государственных органов:

- по способу принятия решений - коллегиальные органы (Федеральное Собрание РФ) и единоначальные органы (президент РФ, прокуратура РФ);

по характеру подчиненности - органы «вертикального» подчинения (например, прокуратура) и органы «двойного» подчинения (например, органы отраслевого управления - министерства, управления);

по характеру компетенции - органы общей компетенции (например, правительство РФ) и специальной компетенции (например, органы внутренних дел);

по порядку образования органы - избираемые непосредственно народом (президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и формируемые другими государственными органами (правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

по иерархии - центральные, республиканские, местные;

по правовым формам деятельности - правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;

по времени функционирования - органы постоянные и временные. Последние создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач (например, для проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в феврале 2014 г.).

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов.

Следует помнить, что структура механизма государства не остается неизменной. Она динамична и зависит от внутренних и внешних факторов, в частности связанных с необходимостью модернизации социально-экономической, политической и правовой систем, процессами глобализации, внешнеполитической обстановкой и иными моментами. Так, в феврале 2014 г. был принят пакет конституционных законов, касающихся судебной системы. В частности, произошло объединение Верховного и Высшего арбитражного судов. Создан единый Верховный Суд. По мысли законодателя, это позволит выработать единые правовые подходы к решению дел одной и той же ситуации и послужит укреплению судебной системы[1]. 3 февраля 2014 г. принят Федеральный закон № 7 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции», в котором определены структура, задачи и функции нового органа, порядок формирования, условия применения специальных средств и т.д[2]. 3 июля 2016 г. принят Федеральный закон № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»[3], который регламентирует задачи войск национальной гвардии, правовую основу деятельности войск национальной гвардии, принципы деятельности войск национальной гвардии, общий состав войск национальной гвардии и др.

 

[1] См.: Российская газета. 2014. 7 фев.

[2] См.: Российская газета. 2014. 5 фев.

[3] См.: Российская газета. 2016. 6 июля.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.04.2018)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%