Характеристика механизма государства будет не полной без анализа его ядра - государственного органа. Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого. Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.
Государственный орган - это создаваемый в установленном законом порядке и наделенный властными полномочиями организованный коллектив людей, призванных решать установленные законом задачи и осуществлять функции государства в определенной сфере жизни общества. Орган государственной власти отличается от государственных предприятий и учреждений наличием внешних государственно-властных полномочий. Ему присущи следующие признаки:
представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;
действует от имени государства и по его поручению;
имеет физическое воплощение, т.е. коллектив людей - государственных служащих, на которых возлагается осуществление соответствующих задач и функций;
обладает властно-управленческими функциями, содержащими возможность оказывать организующее, волевое и целенаправленное воздействие на определенные сферы общественной жизни;
создается и функционирует в установленном законом порядке и на основе общих принципов организации (см.: ч. 3 ст. 77 Конституции России и др.);
имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;
обладает внутренней структурированностью. Например, в системе органов исполнительной власти выделяют такие структурные подразделения, как министерства, управления, ведомства, комитеты, отделы, отделения и т.д.;
отличается организационно-правовой самостоятельностью, обеспечивающей эффективное и качественное выполнение работы в рамках полномочий;
осуществляет свою компетенцию тремя способами:
принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
конкретно-организационной деятельностью;
имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
В научной литературе органы государственной власти классифицируются по различным основаниям.
В соответствии с федеральным государственным устройством различаются федеральные органы и органы субъектов федерации. Федеративное устройство РФ основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции); в соответствии с принципом разделения властей - законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные органы.
В Российской Федерации органом законодательной власти является Федеральное Собрание - парламент РФ. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними таково: всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
Исполнительно-распорядительные органы (правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.
Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.
Кроме того, выделяют следующие виды государственных органов:
- по способу принятия решений - коллегиальные органы (Федеральное Собрание РФ) и единоначальные органы (президент РФ, прокуратура РФ);
по характеру подчиненности - органы «вертикального» подчинения (например, прокуратура) и органы «двойного» подчинения (например, органы отраслевого управления - министерства, управления);
по характеру компетенции - органы общей компетенции (например, правительство РФ) и специальной компетенции (например, органы внутренних дел);
по порядку образования органы - избираемые непосредственно народом (президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и формируемые другими государственными органами (правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
по иерархии - центральные, республиканские, местные;
по правовым формам деятельности - правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;
по времени функционирования - органы постоянные и временные. Последние создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач (например, для проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в феврале 2014 г.).
Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов.
Следует помнить, что структура механизма государства не остается неизменной. Она динамична и зависит от внутренних и внешних факторов, в частности связанных с необходимостью модернизации социально-экономической, политической и правовой систем, процессами глобализации, внешнеполитической обстановкой и иными моментами. Так, в феврале 2014 г. был принят пакет конституционных законов, касающихся судебной системы. В частности, произошло объединение Верховного и Высшего арбитражного судов. Создан единый Верховный Суд. По мысли законодателя, это позволит выработать единые правовые подходы к решению дел одной и той же ситуации и послужит укреплению судебной системы[1]. 3 февраля 2014 г. принят Федеральный закон № 7 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции», в котором определены структура, задачи и функции нового органа, порядок формирования, условия применения специальных средств и т.д[2]. 3 июля 2016 г. принят Федеральный закон № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»[3], который регламентирует задачи войск национальной гвардии, правовую основу деятельности войск национальной гвардии, принципы деятельности войск национальной гвардии, общий состав войск национальной гвардии и др.
[1] См.: Российская газета. 2014. 7 фев.
[2] См.: Российская газета. 2014. 5 фев.
[3] См.: Российская газета. 2016. 6 июля.
|