Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Оно играет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.
Государство как никакое другое явление общественной жизни связано с политикой. Слово «политика» происходит от греческого polis, что значит «государство». Главный вопрос политики - вопрос об отношении к власти, участие в делах государства, возможность влиять на реализацию его задач и функций.
Для наиболее оптимального определения места и роли государства в политической системе общества обратимся сначала к понятию и особенностям последней.
Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой совокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту, материальному положению и т.п. Различные социальные общности образуют организации, основная задача которых - выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политическая система показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическую систему образуют следующие элементы:
политическая организация общества (государство, политические партии и движения, общественные организации и т.п.);
политическое сознание (идеи, ценности, теории, учения, убеждения и пр.);
политические отношения, складывающиеся между субъектами общественной жизни по поводу политической власти;
политико-правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.
Следует отметить, что в юридической литературе при раскрытии содержания политической системы называются следующие ее подсистемы:
а) институциональная подсистема (политические партии, профсоюзы, церковь, органы МСУ);
б) нормативная подсистема (обычаи и традиции, нормы морали, нормы права, политические нормы);
в) функциональная подсистема (включает в себя основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны);
г) идеологическая подсистема (взгляды, идеи, концепции);
д) коммуникативная подсистема (отношения между субъектами политической системы по поводу государственной власти, отношения субъектов политической системы с государством).
Из сказанного следует, что политическая система - сложная и динамичная категория, и ведущее положение в ней занимает государство, которое:
выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах территориальных границ государства;
является единственным носителем суверенитета;
обладает специальным аппаратом, предназначенным для управления обществом;
обладает монополией на легализованное применение насилия (с помощью соответствующих силовых структур - полиция, армия и т.д.);
обладает монополией на правотворчество;
обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
определяет главные направления развития общества.
Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями.
Политические системы отличаются большим разнообразием. Выделяют три вида политических систем: а) распределительные; б) рыночные; в) смешанные.
Распределителъные системы характеризуются гиперболизацией роли государства во всех сферах общественной жизни. Весь процесс создания и распределения созданного национального продукта находится в его ведении. В таких условиях правящая партия фактически сливается с государством. Под ее жестким контролем находятся все общественные организации, признается только государственная идеология.
Рыночные системы основываются на идеологии свободного предпринимательства и товарно-денежном распределении материальных и духовных благ. Государство в таких системах обеспечивает лишь координацию деятельности различных субъектов, не вмешиваясь в производственные действия и личную жизнь. Законодательно устанавливается приоритет прав и свобод личности над правами коллектива и общества в целом.
Смешанные (конвергенционные) системы объединяют особенности рыночных и распределительных систем. Они возникают в переходные периоды развития государственности и носят временный характер.
Вне зависимости от характера политической системы и особенностей взаимоотношений с политическими партиями, про
фсоюзами, иными общественными организациями, органами местного самоуправления государство, законодательно закрепляя их правовое положение, остается основной управляющей системой общества.
|