В научной литературе, помимо понятия и признаков гражданского общества, разрабатываются и вопросы основ[1], функ- ций[2], принципов, структуры гражданского общества, включая их правовые аспекты. Теоретический анализ показывает[3], что при исследовании принципов гражданского общества наблюдается та же методологическая ошибка, что и при изучении понятия гражданского общества в целом. Иногда происходит смешение принципов гражданского общества и правового государства. Ученые не разделяют социальные, экономические, политические, духовные принципы и «чисто» юридические. Задача исследователей состоит в том, чтобы подходы к классификации принципов носили комплексный характер. Для этого необходимо определить основные классификации принципов, вычленить их по сути, форме и содержанию, дать их общую характеристику.
Л.А. Морозова называет четыре принципа гражданского общества: верховенство права, отсутствие монополии на власть, правовое регулирование процедур разрешения конфликтов, общую интеллектуальную культуру анализа возникающих про- блем[4]. Предлагаемые автором принципы небесспорны. Это выражается в следующем: говоря о верховенстве права, ученый называет принцип правового государства; при выделении общей интеллектуальной культуры анализа возникающих проблем речь идет не столько о правовом принципе, сколько о духовном.
Более развернутую точку зрения по вопросу принципов гражданского общества представил более двадцати лет назад Н.И. Ма- тузов[5]. Он выделяет около двадцати принципов, относя к ним экономическую свободу, многообразие форм собственности, рыночные отношения; безусловное признание и защиту естественных прав человека и гражданина; легитимность и демократический характер власти; равенство всех перед законом и судом, надежную юридическую защищенность личности; правовое государство, основанное на принципе разделения властей и их взаимодействие; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свободу слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие; эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни людей. Н.И. Матузов не проводит границы между экономическими, политическими, идеологическими и юридическими принципами, хотя предложен широкий перечень принципов гражданского общества. Ученый стремится охватить не только сугубо правовые стороны жизнедеятельности гражданского общества, но и экономические, социальные, политические, идеологические (содержание гражданского общества). Разумеется, каждый из названных им принципов находит отражение в законодательстве и приобретает правовую форму.
Попытку выделить собственно правовые принципы гражданского общества предпринял С.С. Худяков. Он выделяет шесть принципов: 1) равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; 2) гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов; 3) экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; 4) гарантированная законом возможность объединяться гражданам в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам; 5) свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом[6].
Однако и его мнение небесспорно. В формулировках принципов гражданского общества имеются некоторые неточности. Так, говоря о равенстве прав и свобод всех людей, С.С. Худяков затрагивает лишь политическую сферу. Гражданское общество предполагает равенство прав и свобод человека не только в политической, но и в экономической и иных сферах жизни. Кроме того, автор ведет речь о механизме стабилизации отношений между государством и гражданским обществом, однако не уточняет характер механизма. Ведь можно говорить об экономическом, политическом, идеологическом, юридическом механизмах. В контексте стиля исследования С.С. Худякова можно предположить, что речь идет именно о юридическом механизме.
Таким образом, ни по количественному, ни по качественному определению принципов нет единства мнений, не проведена их классификация. Иными словами, подходы к пониманию принципов гражданского общества носят несистемный характер.
На основе разных точек зрения авторов целесообразно провести классификацию принципов гражданского общества. В качестве основания классификации выделим сферу гражданского общества. Напомним, что независимо от сферы жизнедеятельности гражданского общества принципы находят отражение в законодательстве и приобретают юридическую форму. Тем не менее, на наш взгляд, следует выделять: а) экономические принципы - экономическая свобода и независимость индивидов, многообразие форм собственности, рыночные отношения; б) политические принципы - отсутствие монополии на власть, легитимность и демократический характер власти, политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, свобода слова и печати;
в) духовные принципы - общая интеллектуальная культура анализа возникающих проблем, идеологический плюрализм; г) социальные принципы (в узком смысле) - классовое партнерство и национальное согласие, эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей; д) собственно правовые принципы - безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; равенство всех перед законом и судом; правовая безопасность личности; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; правовое регулирование процедур разрешения конфликтов; наличие юридических механизмов, стабилизирующих отношения между государством и гражданским обществом.
Вопрос о структуре гражданского общества в современной юридической литературе решается неоднозначно[7]. Одна группа ученых, в числе которых А.С. Мордовец, О.И. Цыбулевская, в качестве элементов гражданского общества выделяют: частную собственность, выступающую главной предпосылкой свободы человека и всего общества; рынок, действующий как саморегулирующая система; свободный труд; церковь, отделенную от государства; семью[8].
Другая группа исследователей, в частности В.И. Гавриленко, А.П. Плешаков, дополняя структуру гражданского общества, включают в нее совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы), политические партии, движения, сферу воспитания и негосударственного образования, систему негосударственных средств массовой информации[9].
Третья группа авторов, например В.А. Затонский, С.Н. Шевер- дяев[10], важную роль отводят добровольным негосударственным некоммерческим объединениям граждан. К их числу они относят не только политические партии, но и различного рода ассоциации, профессиональные союзы, торгово-промышленные палаты, союзы потребителей и др. В иных источниках в качестве элементов гражданского общества упоминаются классы, нации[11], местное самоуправление[12].
В литературе по вопросам структуры гражданского общества до сих пор ведутся дискуссии. Среди ученых нет единого мнения ни по количественному, ни по качественному определению институтов гражданского общества. Бесспорным является лишь то, что каждый из институтов находит отражение в законодательстве и приобретает правовую форму. Тем не менее синтез взглядов ученых относительно структуры гражданского общества позволяет выделить следующие основные правовые институты гражданского общества: институт частной собственности, институт труда, институт корпораций, институт местного самоуправления, институт объединений граждан, институт семьи.
[1] Подробнее об этом см.: Нугаев РМ., Нугаев М.А. Общественная идеология как фактор становления гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 120.
[2] Подробнее об этом см.: Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
[3] См.: Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 83-93.
[4] См.: Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: монография. М., 1998. С. 93.
[5] См.: Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 83.
[6] См.: Худяков С.С. Правовые основы соотношения гражданского общества и государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. С. 16.
[7] См.: Воржецов А.Г Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России: монография. Казань, 2008.
[8] См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: монография. Саратов, 1996. С. 36; Становление гражданского общества в России. Правовой аспект: коллективная монография / под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2000. С. 14-22 (следует отметить, что названная монография является одной из первых, в которой системно и комплексно исследованы понятие, структура, функции и принципы гражданского общества в юридическом смысле слова).
[9] См.: Гавриленко В.И. Гражданское общество: конституционно-правовые характеристики // Вестник СГАП. 2004. № 1. С. 35-36.
[10] См.: Затонский В.А. Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство? // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 13.
[11] См.: Становление гражданского общества в России. Правовой аспект. С. 14.
[12] См.: Медведев А.И. Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества и правового государства (теоретико-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
|