Воскресенье, 24.11.2024, 16:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Принципы права

При характеристике права большое значение имеет исследование не только его функций, но и принципов.

Принципы права - это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность.

В переводе с латинского «принцип» означает первооснову какого-либо явления, исходное, отправное положение.

Принципы - объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества, государства. В этом их социальная обусловленность, зависимость от реальных жизненных условий.

Принципы права не результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, а органически присущие праву качества. Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не «придумывает», а «открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение и функционирование.

Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах, но могут и логически выводиться из их совокупности.

Одной из дискуссионных проблем, имеющих не только теоретическое, но и важное практическое значение, является ответ на вопрос, имеют ли принципы права самостоятельное регулирующее значение или они действуют только вместе с конкретными нормами права. Юридическая практика идет по первому пути. Так, в основу решений Конституционного Суда РФ не раз были положены принципы, содержащиеся в Преамбуле Конституции РФ. Гражданский кодекс РФ признает непосредственное действие принципов права в случаях решения дела по аналогии. По мнению таких ученых, как В.В. Лазарев, С.В. Липень, А.Х. Саидов, так должно быть и в других отраслях, за исключением только тех случаев, когда речь идет о признании тех или иных действий преступлением или административным правонарушением[1].

Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Для теории государства и права наибольшее значение имеют основные (общие) принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения.

Принцип социальной справедливости. Понятия права и справедливости имеют одну и ту же этимологию: от «правый», «праведный». С этих позиций правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости.

Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенности юридической справедливости заключаются в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное, уголовное, предпринимательское - призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как «справедливое равенство» и «справедливое неравенство».

Рассматриваемый принцип имеет особое значение в распределительных отношениях. Странам с развитым рыночным хозяйством понадобилось много времени, чтобы признать тот факт, что распределение доходов, справедливое с точки зрения законов свободного рынка, явно несправедливо в общечеловеческом смысле. Рынок признает только один критерий, по которому доход трактуется как справедливый: он должен соответствовать эффекту от вложения факторов производства (труда, земли, недвижимости). Тогда в равной степени справедливы высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие тех, кто потерпел в ней неудачу. А как быть людям, у которых нет никаких факторов производства, - старикам, детям, безработным? В условиях частной собственности всегда будет существовать группа людей, нуждающихся в защите и остро ощущающих несоответствие между формальным правовым статусом и фактическим. Цель государства, именующего себя социальным, как раз и состоит в выравнивании такой несправедливости путем выплаты различных пособий, дотаций.

Справедливость имеет парную категорию «несправедливость». Устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости - важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства. Законодатель, предпочитающий сейчас развитие рыночных отношений, должен создать эффективный механизм устранения причин, снижающих социально-экономическую гарантированность юридического статуса личности.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство - более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве.

Долгое время общественное сознание формировалось на идеалах равенства, гуманизма, справедливости, зачастую гипертрофированных, иллюзорных. Сегодня многие понимают, что, как

 

это ни парадоксально, в социально-экономической сфере идеал равенства неминуемо приводит к несвободе, росту ограничений. Постепенно приходит осознание: мало социальной справедливости в том, что все более или менее бедны, значит, надо разбогатеть всем - и людям, и государству. Сделать это можно только создав эффективный экономический механизм.

Отсюда государством должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия), а равенство всех перед законом и судом, создание равных стартовых условий. Данное положение закреплено в российской Конституции (ст. 19). Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. На этот момент обращал внимание еще Гегель, утверждая, что права и обязанности «соединены в одном и том же отношении, коррелятивны прежде всего в том смысле, что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы»[2].

Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип гуманизма получил конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и уголовно-исполнительной политики государства. Основной Закон Российской Федерации закрепил естественное право каждого человека на жизнь. Это означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Вместе с тем в России, как и в ряде других стран, узаконена смертная казнь (п. 2.

 

ст. 20 Конституции РФ). По этому поводу уже давно ведется дискуссия в печати и среди ученых - юристов и практиков. Большинство признают, что эта мера наказания входит в противоречие с принципом гуманизма. Но здесь необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, смертная казнь - это исключительная мера наказания. В тексте Конституции говорится о смертной казни за особо тяжкие преступления против жизни. Она применяется только тогда, когда лицо, совершившее преступление, представляет исключительную опасность для общества. Во-вторых, в соответствующих статьях УК эта мера предусматривается как альтернативная наряду с лишением свободы.

Кроме того, обвиняемый в преступлении, наказанием за которое может быть смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Согласно ст. 89 п. «в» Конституции Президент РФ осуществляет помилование. При замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно. И самое главное: смертная казнь согласно Конституции Российской Федерации считается временной мерой наказания, действующей в ограниченный срок вплоть до отмены. В настоящее время применение смертной казни в России приостановлено.

Правильно понимаемый гуманизм предполагает применение строгих мер наказания к лицам, грубо поправшим закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защитить. Право, охраняя общественные отношения, как раз тому и способствует. Не случайно символикой правосудия выступает щит и меч: щит защищает добро, меч карает зло.

Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве (здесь он наиболее рельефно проявляет себя), он пронизывает все отрасли права - административное, трудовое, гражданское и др.

Сочетание убеждения и принуждения в праве - важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение - методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства заключается в установлении разумного их сочетания. Так, правильное решение вопроса об их соотношении приобретает особое значение в современной России в период перехода от тоталитаризма к демократии.

 

Основным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием норм, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным формам убеждения относится также правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия. Вместе с тем любое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Как и убеждение, принуждение имеет различные формы, методы и степень проявления. В демократическом обществе государственное принуждение имеет свои особенности. Во-первых, как уже отмечалось, оно является не главным, а второстепенным, применяемым после убеждения методом государственного управления. Во-вторых, принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права. Это исключает произвол.

В Конституции Российской Федерации (ст. 21) говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Существуют определенные правовые гарантии данной нормы. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, допустивших превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями. Наконец, государственное принуждение выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания. Следовательно, оно включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Принуждение - сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия - меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Как многоаспектная категория, данный принцип проявляет себя

в политике, экономике. Он реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

Перечисленные общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. Они свойственны всей системе права, всем ее отраслям. Однако в каждой отрасли они проявляются по- разному, в зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предмета и методов регулирования.

Отраслевые принципы выражают содержание отдельных отраслей права: принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, принцип равенства супругов в семейном праве и др.

Межотраслевые принципы - такие руководящие начала, которые определяют характер нескольких отраслей: принцип состязательности, материальной ответственности, диспозитивности, неотвратимости наказания.

Приведенная классификация принципов права не является исчерпывающей. Так, исходя из концепции единства и взаимопроникновения естественного и позитивного права, М.И. Байтин подразделяет принципы на морально-этические (нравственные) и организационные. К нравственным, морально-этическим принципам ученый относит свободу, равенство, право на жизнь, право на частную и другие формы собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семью, народ как источник власти, человек как высшую ценность, охрану прав человека как обязанность государства; к организационным - федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирования и ограничения в праве[3].

Концепция правового государства дает возможность, по мнению В.Н. Ведяхина, обосновать выделение социально-политических (законодательное обеспечение основ рыночной экономики, демократизм, разделение властей, федерализм) и собственноправовых принципов права[4].

Выделяют также принципы права в зависимости от характера, типа и сферы правового регулирования.

 

[1] См.: Лазарев В.В., Липень С.В., Саидов А.Х. Проблемы общей теории jus: учебник для магистрантов юридических вузов. М., 2012. С. 163-164.

Государственная Дума Российской Федерации придерживается в своем решении противоположной позиции.

[2] Гегель Г. Соч. Т. 3. М., 1934. С. 294.

[3] См.: Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 5-6.

[4] См.: Ведяхин В.М. К вопросу о классификации принципов российского права // Актуальные проблемы правоведения. Вестник института права СГЭА. 2001. № 1. С. 12.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.04.2018)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%