Государственная власть может осуществляться только через специально созданные органы. Каждый орган государственной власти представляет собой организацию или должностное лицо, наделенных государственно-властными полномочиями для реализации функций государства. В совокупности органы государственной власти образуют сложную систему с множеством закономерно соединенных элементов.
Нормы конституционного права определяют виды органов государственной власти, устанавливают систему органов внутри каждого вида, закрепляют взаимоотношения между различными органами, основы их правового статуса, в том числе наименование органов государственной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, виды и юридическую силу издаваемых ими правовых актов, подотчетность и меры конституционной ответственности.
Виды органов государственной власти устанавливаются в зависимости от формы правления, политико-территориальной организации государства, политического режима, сложившейся системы разделения властей, исторических и национальных особенностей развития страны. Эта закономерность четко проявляется в содержании ст. 11 Конституции РФ, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. В субъектах РФ государственную власть осуществляют региональные органы, которые образуются ими самостоятельно (ч. 1-2).
Конституция РФ отводит особое место в системе органов государственной власти Президенту Российской Федерации. Хотя Конституция определяет статус Президента РФ только как главы государства (ст. 80), тем не менее, она наделяет его широкими полномочиями в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием, федеральными органами исполнительной, судебной и прокурорско- надзорной власти, с органами государственной власти субъектов РФ.
Посредством издания указов Президент РФ осуществляет собственное нормотворчество. Причем Конституция РФ не содержит каких-либо указаний на то, что акты Президенты РФ должны издаваться на основании и во исполнение федеральных законов. Сделана лишь оговорка, что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории страны (ст. 90).
Мировой опыт государственного строительства свидетельствует, что полномочия президента закрепляются только в конституции. Их перечень носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. Между тем, Конституционный Суд РФ в результате вынесения политических решений выявил «скрытые полномочия» Президента РФ, вытекающие непосредственно из его правового статуса как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, допустимость указного нормотворчества по тем вопросам, по которым не приняты федеральные законы, возможность троекратного представления в Государственную Думу одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.
Президент РФ в соответствии со ст. 83 Конституции имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ (п. «б»). Но Президент РФ явочным порядком присвоил себе право проводить рабочие совещания с членами Правительства РФ, где дает поручения его Председателю и министрам, налагает меры дисциплинарной ответственности за невыполнение указов и предвыборных обещаний. Это позволяет сделать вывод, что Президент РФ фактически возглавляет всю исполнительную власть в России.
Нечто подобное происходило только во Франции после принятия Конституции 1958 г. и избрания Президентом Республики генерала Шарля де Гол ля (1890-1970), одного из выдающихся политических деятелей прошлого века.
Ныне конституции всех стран мира определяют статус законодательных органов государственной власти. По Конституции РФ Федеральное собрание Российской Федерации признается парламентом страны, представительным и законодательным органом государственной власти. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94-95).
Субъекты РФ самостоятельно формируют органы законодательной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных органов государственной власти, установленными федеральными законами (ст. 77 Конституции РФ). В настоящее время такие принципы установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
С учетом нормативных предписаний Российской Федерации ее субъекты самостоятельно регламентируют в своих конституциях или уставах порядок формирования и структуру законодательных (представительных) органов государственной власти. В этой связи в субъектах РФ сформированы разные по наименованию законодательные (представительные) органы государственной власти.
|