Исходными элементами, «кирпичиками» всего здания права являются нормы. Следует отметить, что нормы права не единственные правила поведения. В обществе действует множество других норм. Все нормы в юриспруденции принято подразделять на два вида: технические и социальные.
Технические нормы указывают, как следует человеку обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Условно их можно подразделить на технические нормы, «безразличные» к праву, за их нарушение не наступает юридической ответственности (правила пользования миксером, феном и т.д.). Но есть нормы, нарушение которых влечет за собой определенный вид юридической ответственности (Правила дорожного движения, Правила противопожарной безопасности, ГОСТы и др.). В известном смысле они обладают социальной значимостью, так как затрагивают судьбы людей, их благополучие, здоровье и, может быть, даже жизнь человека. Пренебрежение такими технико-юридическими нормами может привести к тяжелым последствиям (например, события на Чернобыльской АЭС).
Социальные нормы обусловлены социально-экономическим строем общества, они направлены на регулирование поведения людей. Регулирование, упорядочение общественных отношений - спутник любого социума. Оно может быть как индивидуальным, т.е. распространяющимся на конкретный случай, так и нормативным, т.е. относящимся к однопорядковым случаям.
Все социальные нормы принято классифицировать по способам установления и обеспечения на нормы морали (нравственности), нормы права, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений выделяют политические, этические (нормы культуры), эстетические, экологические нормы и т.д.
Социальные нормы отличаются друг от друга по своему генезису (происхождению), по способам создания (формирования) и способам обеспечения. Есть и иные критерии классификации социальных норм (например, по способам закрепления, механизму действий и т.д.).
В силу тех качеств, которыми обладает право, в системе социального регулирования ему отводится особое место. Являясь одной из разновидностей социальных норм и обладая всеми чертами, присущими этим нормам, юридические нормы имеют определенную специфику, которая характеризует их как веление соответствующего государства, общеобязательное для исполнения. Если остальные социальные нормы не обеспечены государ-
ственным принуждением, то норма права исходит от государства и тесно связана с ним. В случае нарушения нормы права наступает юридическая ответственность. Таковы основные черты, которые отличают правовую норму каждого исторического типа права от любой другой социальной нормы (морали, обычая и т.д.). При этом следует иметь в виду, что вовсе не обязательно, что эти нормы реализуются в процессе принуждения, поскольку большей частью граждан они выполняются добровольно.
Социальные регуляторы не могут существовать в отрыве друг от друга, они неизбежно взаимодействуют. Так, проявляя тесную связь с государством, политические нормы, обычаи и традиции нередко сочетаются с нормами права, которое либо санкционирует их, либо отвергает, либо молчит (так называемое квалифицированное молчание права). Они содействуют стабилизации общественных отношений, поступательному развитию политической системы государства. При этом политические нормы не ограничиваются какой-то узкой областью. Они действуют во многих областях общественной жизни (М.Н. Марченко). Сферой деятельности политических норм является круг отношений, связанных с осуществлением государственной власти, формированием представительных органов, общественным контролем за их деятельностью, реализацией правового статуса граждан.
Религиозные нормы, имея некоторое сходство с правом (формализованы, документально зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде), нередко выступают источниками права (мусульманская правовая система). Религия создает картину мира, влияет на отношение людей к окружающей их действительности. Она является формой удовлетворения духовных запросов, дает свое объяснение причинам зла и страданий, указывает путь к праведной жизни. Религия является моральным фундаментом общества, выполняет роль охранительницы духовных ценностей. Мораль и религия - понятия, которые многие тысячи лет воспринимались человеком как явления одного порядка, когда одно не мыслилось без другого[1]. По мнению А. Токвиля, именно религия способна удержать свободу в нужных границах[2]. Важна роль религиозных
норм в формировании общественного мнения и влиянии на законодательство.
Несмотря на то что российское государство носит светский характер, вопрос о правовом регулировании свободы совести находится в центре внимания государства и общественных объединений. Церковь в России отделена от государства, но не отделена от общества и народа и служит их духовной и нравственной опорой. Сохранение традиционных духовных основ российского общества в условиях глобализационных процессов - одна из наиболее актуальных стратегий его развития.
Корпоративные нормы - это правила поведения, которые устанавливаются самими организациями негосударственного характера (объединениями, ассоциациями, фондами, союзами - научными, молодежными, творческими, просветительскими и др.), по которым они живут и действуют. Эти нормы отражают специфику той или иной организации, содержатся в уставах, положениях, решениях и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными этими документами. Важной особенностью внутренних документов корпорации является то, что они, с одной стороны, занимаются самостоятельным регулированием корпоративных отношений, а с другой - характеризуются вовлеченностью в механизм правового регулирования, в котором они играют роль (вспомогательного по отношению к правовым актам) института, действуя в направлении системного и эффективного регулирования корпоративных отношений[3].
Таким образом, данного рода нормы взаимодействуют и зачастую переплетаются с юридическими нормами.
[1] См.: Становление гражданского общества в России: правовой аспект / под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2005. С. 197-230.
[2] См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994. С. 220-222.
[3] В последние годы интерес к корпоративному праву неуклонно возрастает. См.: Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право: учебник. М., 2013.
|