Нормативный правовой акт - принятый в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Это наиболее широко применяемая форма права в России. Из самого названия данной формы можно сделать вывод о ее двойственном содержании: во- первых, нормативный характер и, во-вторых, правовой. Она имеет ряд важных преимуществ по сравнению с иными формами права:
Нормативный акт может приниматься оперативно, изменяться в любой своей части. Это позволяет относительно быстро реагировать на изменения общественных отношений.
Систематизация нормативных актов позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для его дальнейшего использования.
Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что предотвращает произвольное толкование и применение норм права. Вместе с тем неудачные, расплывчатые, неточные правовые формулировки порой приводят к разнообразному их толкованию, вносят сумбур в практику правоприменения.
Виды нормативных правовых актов:
По субъектам правотворчества:
акты, принятые на референдуме;
нормативные акты государственных органов;
в) нормативные акты иных социальных организаций (профсоюзы, саморегулируемые организации и др.);
совместные нормативные акты.
По срокам действия:
акты неопределенно-длительного действия;
временные акты.
По сферам действия:
нормативные акты федерального уровня;
нормативные акты субъектов Федерации;
акты органов местного самоуправления;
локальные акты.
По юридической силе:
законы;
подзаконные акты.
Закон - принятый в особом порядке нормативный правовой акт высших представительных органов государства либо непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы занимают ведущее место в системе нормативных правовых актов.
Признаки законов:
а) законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта Федерации или непосредственно народом на референдуме;
б) законы обладают высшей юридической силой, т.е. содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам. Соответственно, принятие закона требует приведения в соответствие с ним других видов нормативных актов;
в) законы регулируют наиболее важные, общественно значимые отношения. Все иные нормативные правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
г) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке.
Виды законов:
По сфере действия: общефедеральные законы; законы субъектов РФ.
По отраслям права: государственно-правовые; уголовно-правовые; гражданско-правовые и т.д.
По степени значимости:
а) конституционные (Конституция РФ, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, федеральные конституционные законы) - закрепляют основы государственного строя и служат юридической базой текущего законодательства;
б) текущие (обычные) - создаются на основе конституционных, в форме федерального закона или кодекса и регулируют общественные отношения в различных сферах общественной жизни;
в) законы субъектов Российской Федерации - носят подчиненный по отношению к федеральным законам характер. Исключением из этого правила является ситуация, когда закон субъекта РФ принимается в рамках его исключительной компетенции. В этом случае законы субъектов по юридической силе выше текущих федеральных, но ниже конституционных законов.
Подзаконные нормативные правовые акты - это акты, принятые на основе и во исполнение законов, содержащие нормы права. Их основная роль состоит в конкретизации, развитии и обеспечении исполнения содержания законов, с учетом специфики определенных сфер общественной жизни. Если законы принимаются представительными органами государственной власти, то подзаконные нормативные правовые акты - органами исполнительной власти. Эти акты представляют собой взаимосогласованную иерархическую систему, каждый элемент которой должен соответствовать актам более высокой юридической силы и одновременно служить основой для актов меньшей юридической силы.
В эту систему входят акты общефедерального и регионального уровня.
Общефедеральные акты:
Указы и распоряжения Президента РФ.
Президент, являясь главой государства, принимает акты, которые занимают следующее место после законов в иерархии нормативных актов. Особая роль при этом отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Указы Президента РФ могут иметь как нормативный, так и ненормативный (правоприменительный) характер. Так, посредством ненормативных указов возможно решение кадровых вопросов (назначение определенного лица на должность). Распоряжения принимаются по вопросам оперативного управления.
Постановления и распоряжения Правительства РФ.
Эти акты принимаются как во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ, так и во исполнение собственной исполнительно-распорядительной компетенции Правительства РФ. Постановления принимаются в коллегиальном порядке, распоряжения же, регулируя вопросы текущего управления, принимаются Председателем Правительства РФ в единоличном порядке либо его заместителями и адресуются узкому кругу исполнителей.
Приказы и инструкции министерств и иных ведомств. Эти акты, как правило, имеют отраслевую направленность, определяя порядок действий подведомственных отраслевых предприятий и учреждений.
Нормативные правовые акты субъектов Федерации в целом по форме совпадают с актами общефедеральных органов.
|