Нормы права создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок должен обеспечивать должное качество самого текста нормативных актов с точки зрения их соответствия правилам юридической (правотворческой) техники, а также гарантировать соблюдение баланса интересов государства, общества, отдельных социальных групп в процессе правотворческой деятельности. Исходя из этого, в юридической науке выработано два близких, но не тождественных по содержанию понятия - формирование права (правообразование) и правотворчество. При этом второе можно назвать частью первого. Правотворчество представляет собой последнюю стадию правообразования, направленную на формальное закрепление государственной воли общества в юридических актах.
Таким образом, правотворчество можно определить как осуществляемую в особом порядке государственно-властную, управленческую деятельность компетентных органов, направленную на разработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.
Признаки правотворчества:
а) управленческая деятельность, направленная на упорядочение и стабилизацию общественных процессов;
б) государственно-властная деятельность, являющаяся одним из проявлений его суверенитета. Иные (негосударственные) субъекты могут участвовать в правотворческой деятельности лишь с его санкции, разрешения;
в) интеллектуально-волевая (познавательная и ценностноориентационная) деятельность, связанная с изменением правового регулирования;
г) деятельность, которая четко регламентируется законом, определяющим перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание правотворческих действий.
В этой связи правотворчество выполняет следующие функции:
функцию обновления нормативного материала;
функцию восполнения пробелов в праве;
функцию упорядочения, систематизации нормативных актов.
Правотворческая деятельность строится на определенных принципах:
Демократизм и гласность правотворчества: проявляются в демократической процедуре разработки и принятия нормативных правовых актов; в широком привлечении граждан и СМИ к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю.
Научный характер и связь с правоприменительной практикой. При разработке и издании нормативного акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества и отдельных социальных групп, зарубежный опыт, результаты научных исследований. Должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также факторы и возможности (кадровые, финансовые, организационные и др.), обеспечивающие достижение поставленной цели правового регулирования. Таким образом, необходимо планирование правотворческой деятельности. Необходима детальная проработка нормативного акта как по форме, так и по содержанию.
Профессионализм - означает, что заниматься правотворческой деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.
Законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т.е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении процедуры принятия нормативных актов.
Оперативность - предполагает своевременность принятия нормативных актов, быстрое реагирование правотворческих органов на изменения, происходящие в развитии общественных отношений.
Национальное равноправие. При формировании правотворческого органа, а также при подготовке и издании нормативного акта должна предоставляться реальная возможность всем нациям и народностям на равных началах участвовать в этих процессах.
Правотворческая деятельность достаточно разнообразна: осуществляется разными субъектами, различается по сфере распространения полномочий этих субъектов и обладает рядом иных особенностей, исходя из которых можно классифицировать виды правотворческой деятельности по различным основаниям.
Виды правотворчества по субъектному составу:
Непосредственное правотворчество народа, выражающееся в проведении общегосударственного или местного референдума.
Прямое установление правовых норм государственными органами. Оно состоит из правотворчества:
высших представительных и исполнительных органов федеральной власти;
региональных представительных и исполнительных органов (на уровне субъекта федерации).
Юридическая сила формируемых при этом нормативных актов определяется компетенцией и положением того или иного государственного органа в системе органов государственной власти.
Санкционированное правотворчество негосударственных организаций, объединений и движений - это разрешенная государством правотворческая деятельность иных, негосударственных субъектов. Необходимо отметить, что результатами этой деятельности могут быть исключительно подзаконные акты и изданы они могут быть только в рамках четко установленной компетенции.
Санкционированной правотворческой деятельностью с разрешения и по поручению государства могут заниматься:
органы местного самоуправления;
коммерческие и некоммерческие юридические лица (профсоюзы, саморегулируемые организации и т.д.).
Кроме основных, следует выделять и производные, комплексные виды правотворчества, выражающиеся:
в санкционировании государством обычая;
совместном правотворчестве государственных органов и общественных организаций и движений (совместная разработка проектов нормативных актов, проведение общественных экспертиз, согласование проектов, выступление представителей общественности на заседании правотворческого органа и т.д.).
|