Воскресенье, 24.11.2024, 16:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 59
Гостей: 59
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и стадии законотворчества в России

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворчества. Законы обладают высшей юридической силой, предопределяют содержание всех иных нормативных правовых актов. Соответственно, именно принятие законов характеризует правотворческий процесс в целом. Кроме законов, результатом правотворческой деятельности выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа.

Предпроектный этап. На данном этапе основная задача - выявление потребности общества в урегулировании правовыми нормами какой-либо проблемы. Оценка потребности в правовом регулировании происходит как общественными институтами (средствами массовой информации, научными учреждениями), так и самими правотворческими органами, государством. В результате такой предварительной работы может быть сделан вывод о том, что в ряду различных правовых и иных (экономических, моральных) социальных средств воздействия именно закон является наиболее эффективным средством регулирования той или иной сферы.

Проектный этап, или этап принятия правотворческого решения. Его специфика в том, что правотворческая деятельность здесь уже осуществляется непосредственно в законодательных органах власти. И в отличие от предыдущего этапа, это именно деятельность по созданию, изменению или отмене законодательных норм, т.е. работа над текстом законопроекта[1].

Проектный этап, в свою очередь, может быть разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.

Стадии законотворческого процесса:

1) законодательная инициатива - предоставленное определенному кругу субъектов право на внесение законопроектов в законодательный орган власти. Данному праву корреспондирует обязанность парламента рассмотреть предложенный законопроект. Конституция РФ наделила правом законодательной инициативы следующих субъектов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ. Приведенный перечень может ограничиваться в зависимости от вида вносимого законопроекта. Так, ст. 134 Конституции РФ ограничивает круг субъектов, которые вправе вносить законодательные предложения о поправках в Конституцию РФ;

 

обсуждение законопроекта - проходит на заседании законодательного органа в несколько чтений. Данная стадия начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект на рассмотрение. Стадия обсуждения необходима, во-первых, для обеспечения баланса интересов при принятии законопроекта. В обсуждении принимают участие представители всех парламентских фракций, и в ходе дискуссии могут быть представлены и оценены различные позиции, аргументы, преимущества и недостатки законопроекта. Таким образом, на данной стадии имеется возможность учета и согласования различных общественных интересов. Во-вторых, обсуждение законопроекта имеет своей целью обеспечить высокое качество принимаемого документа: устранить противоречия, пробелы, неточности и другие дефекты. Законопроект должен отвечать всем требованиям правотворческой техники, быть внутренне согласованным, лаконичным, точным в формулировках. Наиболее важные законопроекты целесообразно выносить на всенародное обсуждение для определения позиций различных социальных групп и их дальнейшего учета в тексте законопроекта;

принятие закона - происходит посредством голосования, которое в зависимости от вида принимаемого закона предполагает наличие простого большинства либо квалифицированного. Принятие закона - главная стадия законодательного процесса, которую, в свою очередь, можно разделить на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос. Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

б) одобрение закона Советом Федерации. Конституция РФ закрепляет, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Для принятия федерального конституционного закона необходимо квалифицированное большинство (не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации);

в) подписание закона Президентом РФ. Глава государства в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его. Его подпись считается своеобразной санкцией на вступление закона в силу. При несогласии Президента РФ с отдельными положениями или законом в целом он вправе наложить на него вето и направить для повторного рассмотрения в парламент. Законодательный орган власти в этом случае либо вносит предлагаемые главой государства поправки в закон, либо преодолевает вето квалифицированным большинством голосов. В последнем случае Президент РФ обязан подписать закон в редакции, предлагаемой парламентом;

4) опубликование закона - данная стадия необходима для информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При этом опубликование следует отличать от обнародования, которое шире по своему содержанию, поскольку означает доведение закона до общего сведения средствами массовой информации[2].

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней с момента их подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» и вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если иное не указано в самом законе. Неопубликованные законы не имеют юридической силы.

 

[1] См.: Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма, 2004. С. 151.

[2] См.: Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. Саратов: Изд-во Саратов. гос. академии права, 2011. С. 296.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.04.2018)
Просмотров: 313 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%