В науке и юридической практике существуют различные подходы к пониманию понятия «юридическая техника».
Наиболее узкий подход понимает под юридической техникой совокупность приемов и средств, используемых при подготовке и систематизации нормативных актов. В числе сторонников данного подхода С.С. Алексеев.
Более широкий подход к данному явлению означает, что юридическая техника - это совокупность правил, приемов и способов подготовки, составления и оформления юридических документов, их систематизации и учета (А.Ф. Черданцев). То есть представители данного направления расширяют сферу юридической техники до правил и средств подготовки не только нормативных, но и иных (правоинтерпертационных, правоприменительных, правореализационных) правовых документов. Этот подход принято называть документальным.
Существует позиция, согласно которой юридическая техника представляет собой систему средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности (М.Л. Давыдова). Такой подход принято называть широким, или деятельностным. Он включает в понятие юридической техники, помимо правил и средств подготовки юридических документов, технику юридического труда вообще (например, технику юридических коммуникаций: приемы и правила, применяемые при правовом консультировании, выступлении в суде и т.д.).
Разновидностями юридической техники являются правотворческая, интерпретационная (праворазъяснительная), правоприменительная и правореализационная техника. Каждый из этих видов предполагает правила, приемы и средства подготовки определенного вида юридических документов. Это могут быть либо нормативные (правотворческая техника), либо правоинтерпретационные (постановления Пленума Верховного Суда РФ), либо правоприменительные (решения суда), либо правореализационные (договоры, претензии) документы. Существуют общие правила, характерные для подготовки видов юридических документов. В то же время каждый из видов юридических документов имеет свою специфику, соответственно, для каждого из них существуют свои правила и методики, характерные лишь для данного вида документа (например, структура судебного решения, структура договора). При этом особые требования предъявляются к правилам и приемам, применяемым при подготовке нормативных правовых актов.
Среди правил правотворческой техники необходимо выделить приемы и методы, используемые в ходе работы над подготовкой законов. Эти правила находят свое отражение в следующих требованиях законодательной техники.
Точность и определенность формулировок и терминов. Закон содержит нормы первичного основополагающего характера. В этой связи в законодательных актах необходимо избегать неточностей, расплывчатости. Особое внимание необходимо уделять формированию определений юридических терминов.
При подготовке текста нормативного акта используются общеупотребительные, специально-технические и специальноюридические термины. Они должны быть общепризнанными, устойчивыми и иметь однозначное толкование.
Ясность и доступность языка закона. Нормативный текст должен быть понятен и доступен адресатам, на которых распространяется его действие. Иначе существенно затрудняется реализация закона, возникает масса ошибок правоприменения.
Требование доступности изложения закона в то же время не должно наносить ущерб полноте и глубине правовых положений. Конструкция предложений не должна быть ни излишне сложной, ни искусственно упрощенной.
Юридическая экономичность и компактность законодательных норм.
Законодательный текст должен отличаться точностью, четкостью и краткостью формулировок, лаконичностью изложения мысли. Еще одним проявлением данного требования является сокращение до минимума количества нормативных актов, регулирующих одну и ту же группу общественных отношений. Это позволяет обеспечить прозрачность нормативного материала, удобство его использования, систематизации и учета.
Полнота и конкретность регулирования. Данное требование означает недопустимость принятия декларативных, неопределенных норм права. Для любого законодательного акта необходим четкий механизм реализации правовых норм, иначе закон будет неэффективным.
Системное построение права. Вновь издаваемый нормативно-правовой акт должен вписываться в уже существующую систему права. Для этого необходима согласованность, связанность нормативных положений нового акта между собой, а также с правовыми положениями других актов, регулирующих данную сферу общественных отношений.
Единообразие формы и структуры законов, способов изложения правовых предписаний предполагает использование единой системы реквизитов нормативных актов, стандартной структуры, единой терминологии и унифицированного языка. Закон, как официальный документ, предполагает четкую структуру и официальные реквизиты.
С понятием юридической техники тесно связано такое понятие, как систематизация нормативных правовых актов.
Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм, приведение их в единую систему.
Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.
Кодификация - это форма систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты объединяются с изменением своего содержания в новый, сводный, единый, внутренне согласованный законодательный акт. Таким образом, кодификация предполагает изменение как формы, так и содержания нормативных актов.
Кодификационные акты делятся на три вида:
а) основы законодательства - устанавливают важнейшие модельные нормативные положения в определенной отрасли или сфере государственного управления (например, «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»);
б) кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (ГК РФ, УК РФ и др.);
в) устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).
Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку и объединение в сборники или собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом каждый из объединяемых нормативных актов сохраняет свою самостоятельность и юридическую силу. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.
Официальная инкорпорация - это систематизация правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом посредством издания сборников (собраний) действующих нормативных актов. В качестве примера такого вида систематизации можно привести «Собрание законодательства Российской Федерации».
Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельны
ми гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На созданные таким способом собрания (сборники) нельзя ссылаться при применении права.
По способам изложения выделяют хронологическую и тематическую (предметную) инкорпорации. Первая предполагает размещение нормативных актов в хронологическом порядке с нумерацией выпусков и статей в процессе их официального опубликования (например, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти). Вторая означает систематизацию нормативных актов по предметному принципу (например, по отраслям права). Результатом такой деятельности становятся сборники нормативных актов по конституционному, гражданскому, процессуальному праву и т.д.
Консолидация - форма систематизации, при который происходит объединение нескольких нормативных актов, регулирующих одну сферу общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Она может носить только официальный характер. Целью консолидации является устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в системе законодательства крупных однородных блоков в качестве промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Новый консолидированный акт заменяет вошедшие в него акты, а старые - утрачивают юридическую силу.
|