Изучение понятия, сущности, содержания и формы права, его динамического развития и практического действия тесно связано с исследованием системы права как его внутреннего строения.
Изучение системы права имеет важнейшее теоретическое и практическое значение. Теоретическая значимость этого вопроса определяется тем, что он занимает одно из центральных мест в общей теории права и связан с устранением таких правовых понятий, как отрасль права, правовой институт и т.д. Практическая важность вопроса о системе права определяется осуществлением кодификационных работ с правильной систематизацией и распределением нормативного материала, а также с практикой применения правовых норм, ибо любая правовая норма действует не изолированно, а только в системе права.
Понятие «система права» на первый взгляд тесно связано с таким понятием, как «правовая система». Эта первичная иллюзия является ошибочной. Система права и правовая система хотя и тесно взаимосвязаны, но все же являются самостоятельными правовыми категориями. Система права носит объективный характер, поскольку она отражает характер общественных отношений и направлена на их упорядочение. Правовая система - понятие более широкое и объемное, чем система права, оно включает в себя совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных общественных отношений.
Тесно взаимосвязаны между собой и такие понятия, как «система права» и «система законодательства». Вместе с тем система права и система законодательства представляют собой самостоятельные правовые явления. Система права носит объективный характер, поскольку она отражает характер общественных отношений и направлена на их упорядочение; в основе системы законодательства значительную роль играет субъективный фактор, обусловленный не только потребностью правовой практики, но и часто интересами определенных групп общества. В основе структуры системы права находятся самостоятельные элементы - отрасли права, подотрасли права, правовые институты; структура системы законодательства строится не только по отраслевому признаку, но и по юридической силе, по субъектам правотворчества и др.
Понятие системы права не обладает четкой формализованной структурой, в отличие от понятия системы законодательства. Система права есть внутреннее строение права, отражающее все многообразие норм права и моделей их объединения и дифференциации. А система законодательства охватывает лишь массив законодательных актов в соответствии с имеющейся системой права. Элементом системы права выступает норма права, а элементом системы законодательства - норма законодательного акта.
Система права является внутренним строением системы законодательства, которое выражается в едином, согласованном действии норм в определенных временных и территориальных условиях, и при этом право разделяется на самостоятельные блоки, взаимосвязанные между собой. Под системой законодательства понимается внешняя форма права, состоящая из его источников, нормативно-правовых актов. В самом общем виде систему законодательства можно представить как систему законов.
Также следует отличать понятия «система права» от понятия «систематизация», под которой понимается деятельность по упорядочению множества правовых норм, их группировка и расположение в общем массиве по тем или иным практически значимым признакам. Первая запись о систематизации нашла свое отражение в Риме в V в. до н.э., в Законах двенадцати таблиц. Обычаи раннефеодальной Руси были зафиксированы в различных изданиях Русской Правды. Судебник Ивана III часто называют первичным этапом систематизации. Большое внимание понятию «систематизация» уделял В.И. Ленин.
Систематизация в праве достигается двумя противоположными по юридической природе способами: кодификацией права и инкорпорацией действующих нормативных актов.
Признаки системы права:
Система права направлена на упорядочение важных общественных отношений. К таким общественным отношениям относятся организация и функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственная служба и др.
Система права как внутреннее строение права объединяет нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права, обеспечивая их функционирование.
Система права позволяет обеспечить взаимосвязь различных отраслей права, материального и процессуального, частного и публичного права.
Система права объединяет способы правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет, поощрение и т.д.), которые в совокупности направлены на регулирование важных общественных отношений.
Система права является основой развития системы законодательства. Система права отражает характер общественных отношений, которые находят свое закрепление в системе законодательства.
Через систему права государство проводит свою волю, закрепляя в ней необходимые правовые средства.
Система права определяет круг общественных отношений, которые необходимо регулировать с помощью правовых норм.
Система права отражает содержание права, его функции, которые проявляются в отраслях, подотраслях, правовых институтах и нормах права.
Таким образом, можно дать следующее определение системы права.
Система права - это внутреннее строение права, объединяющее нормы права, институты, подотрасли и отрасли права, а также способы правового регулирования, направленное на упорядочение важных общественных отношений.
Система российского права включает следующие элементы: норма права, институт права, подотрасль права и отрасли права.
Норма права (термин «норма» в переводе с латинского буквально означает «руководящее начало, правило, образец») - это первичная ячейка отраслей права.
Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством, которое имеет представительно-обязывающий характер и направлено на регулирование важных общественных отношений.
Институт права, выступая самостоятельным элементом системы российского права, имеет ряд присущих ему признаков, к которым можно отнести следующие:
Институт права представляет собой единый механизм в рамках определенного вида общественных отношений.
Институт права обеспечивает самостоятельное регулятивное воздействие на определенный участок отношений. Правовой институт может самостоятельно воздействовать (с помощью своих юридических средств) на определенные общественные отношения.
Институт включает в себя не только непосредственно регулятивные и охранительные нормы права (правила поведения), но и отправные нормы, участвующие в регулировании данных отношений. Этот признак подчеркивает взаимосвязь двух разновидностей правовых предписаний, которые через правовые институты всегда совместно задействованы в процессе правового регулирования.
Правовой институт изначально предназначен для регулирования вида однородных общественных отношений.
Институт права - это один из основных элементов отрасли права, представляющий блок взаимосвязанных правовых норм, регулирующих вид однородных общественных отношений.
По содержанию правовые институты можно разделить на простые и сложные.
Простой правовой институт напрямую (вне каких-либо иных нормативных образований) объединяет схожие, близкие нормы права внутри какой-то одной определенной отрасли права (например, институт залога в гражданском праве).
Сложный правовой институт также складывается из схожих, близких норм права, которые он объединяет посредством входящих в него нескольких простых институтов, более конкретных и меньших по объему, но имеющих и самостоятельное значение.
В пределах одного сложного института можно выделить субинституты. Объединению субинститутов способствует наличие общих норм. Например, институт ренты в гражданском праве включает такой субинститут, как пожизненная рента.
Правовые институты также подразделяются по отраслям права. Согласно данной классификации можно выделить отраслевые и комплексные (межотраслевые) правовые институты. В основе данного деления лежит отраслевая принадлежность норм.
Отраслевые правовые институты состоят из норм одной отрасли права, объединенных между собой конкретным видом общественных отношений. Их отраслевая принадлежность неоспорима. К отраслевым правовым институтам можно отнести инсти-
тут помилования в уголовном праве, институт мены в гражданском праве.
Комплексные правовые институты представляют собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные между собой родственные отношения. Примером может выступить институт собственности, являющийся предметом регулирования конституционного и гражданского права.
Комплексные правовые институты тоже могут быть как простыми (т.е. не охватывать другие), так и сложными (состоять из нескольких простых).
Главная функция правового института состоит в том, чтобы в пределах своего участка общественных отношений данного вида обеспечить целостное, относительно законченное правовое регулирование.
Наиболее крупным объединением правовых институтов является подотрасль права.
Подотрасли права как самостоятельному элементу системы права присущ ряд признаков, характерных черт, отличающих ее от других структурных элементов системы российского права:
Комплексность - правовые нормы объединяются в правовые институты, которые, в свою очередь, образуют подотрасль права.
Подотрасль права регулирует однородные общественные отношения, охватываемые несколькими институтами права, и является частью предмета данной отрасли права.
Подотрасль права занимает промежуточное положение между институтом права и отраслью права. Это определяет специфику подотрасли права как элемента структуры отрасли права.
Подотрасль права - это специфичная правовая общность группы правовых институтов сложной отрасли права, направленная на регулирование определенного круга однородных общественных отношений.
Следует также отметить, что только сложные, объемные по своему составу отрасли включают в свой состав подотрасли права. Например, в составе конституционного права выделяют следующие подотрасли: парламентское, муниципальное, избирательное право и т.д. В гражданском праве: обязательственное,
жилищное, авторское, наследственное и др. В финансовом праве: налоговое, бюджетное, банковское. Есть отрасли права, которые не включают в свой состав подотраслей, например семейное, уголовно-исполнительное право.
Более весомым и крупным по объему элементом системы российского права является отрасль права.
Отрасль российского права на данный момент является главным элементом системы права, который охватывает все входящие в систему права структурные элементы и выступает своего рода завершающим комплексом, направленным на урегулирование определенной сферы общественных отношений. Главное назначение отрасли права заключается в том, чтобы применительно к определенной области общественных отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.
Отрасль права охватывает целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Для каждой отрасли права характерен собственный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. Отрасль - это не механическое объединение норм права, правовых институтов, это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих другим элементам системы права. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Так, например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения[1], семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье[2]. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства[3]. При этом для каждой отрасли характерен собственный специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль права от другой.
Признаки отрасли права:
Наличие предмета и метода правового регулирования. Предмет правового регулирования показывает специфику каждой отрасли права, является основой формирования отраслевых норм, выступает препятствием для необоснованного увеличения большого количества отраслей права. Метод правового регулирования дает отрасли права юридический инструментарий, различные способы и средства правового воздействия, укрепляет отрасль права.
Отраслевой режим правового регулирования, с помощью которого отрасль права становится относительно замкнутым механизмом регулирования.
Замкнутость, т.е. в определенной мере неприменимость правового регулирования к отношениям, находящимся за пределами данной отрасли. Отрасль права регулирует возникшие общественные отношения в пределах собственного нормативного пространства и, как правило, не выходит за строго очерченные рамки, определенные предметом и методом правового регулирования.
Однородность. Каждая отрасль права регулирует сферу, комплекс однородных по своей природе общественных отношений. Так, финансовое право регулирует отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения, государственных займов, налогов и т.д. Семейное право регулирует отношения, возникающие между супругами, родителями и детьми, опекунами и опекаемыми и др.
Наличие отраслевого понятийного аппарата. Каждой отрасли права присущ собственный блок фундаментальных отраслевых понятий. Так, понятия брака и семьи закреплены в семейном праве; преступления, уголовной ответственности - в уголовном праве; правосубъектности, обязательства, собственности - в гражданском праве и т.д.
Наличие собственных способов правового регулирования. Отрасли права присуще множество способов правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет, льготы, санкции, ограничения и др.). В каждой отрасли права способы правового регулирования имеют отраслевое содержание, связанное со спецификой норм данной отрасли права. Отрасль права обеспечивает действие способов правового регулирования.
Вид правоотношений. Для каждого вида отраслевого правоотношения характерны свои субъективные права и юридические обязанности, субъекты, объекты, отражающие специфику отрасли права. В отраслевых правоотношениях нормы отрасли права находят практическое воплощение.
Таким образом, отрасль права - это система однородных по своей природе правовых норм, институтов и иных правовых общностей, отражающих единый отраслевой понятийный аппарат, механизм регулирования при наличии собственного набора юридических способов и средств, объединенных общим предметом правового регулирования (сферы или рода общественных отношений).
Следует разграничивать понятия «отрасль права» и «отрасль законодательства». Каждая отрасль права представлена соответствующей отраслью законодательства, но не каждая отрасль законодательства непременно является формой отрасли права.
Отрасль законодательства, регулируя определенные сферы государственной, экономической, социальной жизни, выделяется по предмету правового регулирования. Кроме того, предмет отрасли законодательства не является столь однородным, как у отрасли права. Он может включать весьма различные отношения. В силу этого отрасль законодательства не столь однородна, как отрасль права. В одних случаях отрасль законодательства полностью соответствует отрасли права (например, гражданское, трудовое, семейное законодательство), в других случаях отрасль законодательства не имеет определенной отрасли права (например, медицинское законодательство, о строительстве, информационное, таможенное, спортивное и т.д.).
Практика показывает, что «чистых» отраслей законодательства нет, все отрасли законодательства в той или иной мере являются комплексными. Комплексные отрасли законодательства образуются прежде всего из комплексных актов, т.е. из актов, включающих в себя нормы нескольких отраслей права.
Для отраслей законодательства характерна собственная структура (включающая в свой состав подотрасли законодательства, институты законодательства и нормативные предписания) и классификация, согласно которой они подразделяются на следующие виды:
одноименные отрасли законодательства (гражданское, уголовное, трудовое, семейное, земельное законодательство и др.);
комплексные отрасли законодательства (строительное законодательство) - отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, земельного и т.д.;
отрасли, привязанные к соответствующим сферам государственного управления и государственной деятельности - законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте и т.д.
Таким образом, отрасль законодательства - это совокупность нормативных актов, направленных на регулирование однородных по своей природе общественных отношений в периметре определенного законодательного массива.
[1] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
[2] См.: Семейный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
[3] См.: Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.
|