Воскресенье, 24.11.2024, 17:08
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты

Разделение права на отрасли, институты, иные структурные элементы по предмету и методу правового регулирования представляет собой основную, главную юридическую структуру предметной дифференциации права и законодательства.

Предмет регулирования важен для всех звеньев структуры права - нормативных предписаний, правовых институтов, подотраслей права. Именно предмет - главное основание выделения определенных комплексов правовых институтов в отрасли права. В предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений. Но предмета правового регулирования для дифференциации, в частности, отраслей права недостаточно. Правовые нормы иногда регулируют аналогичные общественные отношения (например, по защите собственности), но относятся к различным отраслям права (уголовному, гражданскому и т.д.). Поэтому следующий системообразующий фактор в науке - это метод правового

 

регулирования. Если исходить только из содержания тех или иных общественных отношений, т.е. из предмета регулирования, можно было бы создать разнообразные, весьма многочисленные отрасли права (например, водное, лесное, горное, промышленное, торговое, транспортное или даже железнодорожное, морское, речное, автотранспортное и др.).

Предмет - категория, обозначающая некую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Предмет правового регулирования как научная категория включается во взаимосвязанный понятийный ряд другой категории более общего порядка - системы права, наряду с методом правового регулирования, институтом права, подотраслью права, отраслью права. В настоящее время предмет правового регулирования приобрел правовое значение, так как он непосредственно закрепляется в текстах нормативных правовых актов: Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.

Каждая отрасль права имеет свой объект и предмет регулирования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие именно отношения между субъектами регулируются тем или иным структурным элементом системы права. Понятие объекта шире, им охватываются все общественные отношения, которые регулируются правом и вследствие этого становятся правовыми отношениями. Все отрасли права направлены на регулирование общего объекта - взаимосвязанной совокупности общественных отношений, образующих единое поле правового регулирования. Поэтому использование только категории объекта недостаточно для характеристики признаков отрасли права.

Предмет правового регулирования - это социально-правовая среда, целостная система тех общественных отношений, которым должна соответствовать система права и на которые она воздействует с помощью соответствующих социальных управленческих и регулятивных систем Российского государства.

Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Предмет отрасли права образует качественно особый вид общественных отношений. Это особое качество состоит

 

именно в том, что глубинное социально-экономическое, политическое содержание данных отношений объективно требует адекватного юридического режима регулирования, который впоследствии и выделяет данную совокупность правовых норм, институтов в главное подразделение системы права.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты регулируемых общественных отношений;

б) поведение субъектов, выражающееся в виде поступков, действий, бездействия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования (от греч. methodos - путь исследования, учение) определяет, каким образом, посредством каких предметов, способов и средств структурные элементы системы российского права воздействуют на определенный круг общественных отношений, составляющий его предмет.

Метод правового регулирования - это набор юридических инструментов, посредством которого юридические нормы воздействуют на общественные отношения.

Каждая отрасль права имеет свой метод правового регулирования, который характеризуется совокупностью способов правового воздействия на общественные отношения. Так, уголовному праву присущ императивно-запретительный метод регулирования общественных отношений по охране общества от общественно опасных действий путем признания конкретных действий или бездействий лиц преступлениями, установления видов санкций, форм и степени вины.

Способы правового регулирования можно классифицировать по различным основаниям:

В зависимости от характера предписания:

а) дозволение - разрешение субъекту права совершать какое- либо действие или не совершать. Способ дозволения возможен там, где положение участников правовых отношений является равным. Так, нормы гражданского права, регулируя имущественные и личные неимущественные отношения, предоставляют участникам данных правоотношений полную свободу действий в пределах данных норм;

б) обязывание - предписание совершать какие-либо действия. Например, нормы административного права регулируют отношения в области государственного управления, охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан, воздействуют путем установления властных предписаний. Органы исполнительной власти наделены правом требовать от граждан не нарушать общественный порядок, соблюдать на улицах, в парках, на стадионах и т.д. права и интересы других людей. В противном случае к ним могут быть применены меры административного принуждения, например краткосрочное задержание органами милиции гражданина для составления протокола о правонарушении, принудительное лечение лиц;

в) запрещение - предписание воздерживаться от какого-либо действия. Так, нормы уголовного права запрещают совершать действия, опасные как для общества и государства, так и для отдельного человека;

г) поощрение - установление вознаграждения за совершение какого-либо действия или группы действий. Поощрительные нормы права характеризуются как обеспечиваемое государством указание общего характера о возможном или должном предоставлении определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических или общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности отдельных граждан и их коллективов в различных сферах жизни общества;

д) рекомендация - предлагает субъекту самостоятельно определить желаемый для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей. Рекомендательная норма указывает на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть свои местные условия, возможности, резервы и поддерживаемое в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера.

В зависимости от характера способов правового регулирования:

а) императивный способ, направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;

б) диспозитивный способ, позволяющий субъектам права выбрать свое поведение в рамках нормы права;

в) факультативный способ, применяемый в случаях, предусмотренных законом;

г) коллизионный способ, заключающийся в определении тех норм права, которые подлежат применению.

В зависимости от объема:

а) общие способы;

б) конкретные способы.

Общие способы запрещают или разрешают совершать или не совершать неопределенный круг действий. Конкретный способ регламентирует конкретные действия субъектов права и их правовые последствия.

В зависимости от особенностей закрепления и установления выделяют:

нормативный способ правового регулирования, закрепляемый в нормах права;

индивидуальный способ правового регулирования, устанавливаемый соглашением сторон.

Следует отметить, что в составе метода правового регулирования, как и предмета, имеются и другие собственные структурные компоненты, к которым можно отнести:

Установление границ правового регулирования, т.е. в определенной мере неприменимость регулирования к отношениям, находящимся за пределами компетенции определенного метода правового регулирования. Примером данного структурного элемента, характеризующего метод правового регулирования, может выступить дозволение, характерное по своей юридической природе для гражданского права, которое не может регулировать отношения, складывающиеся за его пределами в периметрах других отраслей: уголовное право - императивный метод, трудовое право - метод поощрения и др.

Закрепление в нормативных актах прав и обязанностей субъектов правоотношений, предписание о должном и возможном их поведении. Так, ст. 1 Гражданского кодекса РФ закрепила основные начала гражданского законодательства, среди которых равенство участников регулируемых им отношений, обеспечение восстановления нарушенных прав и др. Примером, характеризующим обязанности субъектов правоотношений, выступает ст. 45 Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Наделение участников правоотношений (граждан и юридических лиц] правоспособностью и дееспособностью, что позволяет им вступать в разнообразные правоотношения. Закон определяет правоспособность как способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособностью гражданин наделен с момента рождения и до самой смерти. Дееспособность закон определяет как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

Способы защиты юридических прав и обязанностей. Примером способов защиты юридических прав и обязанностей может выступить ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, где закреплено право на обжалование процессуальных действий и решений. Согласно данной статье каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном главами 43-45, 48 и 49 Уголовнопроцессуального кодекса РФ.

Определение мер юридической ответственности на случай нарушения этих установлений.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.04.2018)
Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%