Применение норм права - это публично-властная деятельность соответствующих компетентных субъектов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.
Применение характеризуется следующими чертами, отличающими его от других форм реализации права:
представляет собой публично-властную деятельность компетентных субъектов права;
осуществляется соответствующими компетентными органами (субъектами), которые могут иметь статус органов государственной власти и должностного лица, а могут быть негосударственными (например, органы и должностные лица местного самоуправления, нотариусы уполномочены государством осуществлять применение права). Выделяют наряду с субъектами правоприменительной деятельности также участников правоприменительной практики - отдельных лиц или организации, которые в силу ряда причин способствуют субъектам в выполнении ими правоприменительных операций. Среди них - лица, возбудившие юридическое дело с целью реализации своих прав и обязанностей, свидетели, потерпевшие, эксперты, переводчики, третьи лица и др. (В.Н. Карташов);
реализуется как в частной, так и в публичной сфере, но при этом имеет публично-властное содержание, так как направлено на реализацию общественного интереса;
является организационно-правовой формой осуществления правоприменительных отношений, выражающейся в комплексе правоприменительных действий по реализации юридических предписаний;
с функциональной точки зрения направлено на достижение определенных социальных целей, влекущих за собой наступление юридически значимых последствий, реализацию прав и законных интересов граждан, организаций, придание стабильности общественным отношениям;
процедурно оформлено (в настоящее время государством установлена большая группа процессуальных норм, призванных обслуживать, регулировать и упорядочивать эту деятельность);
имеет организационно-творческий характер, воспитательное значение. Взаимодействие с правоприменяющим субъектом должно укреплять у личности чувство законности, справедливости и обоснованности выносимых решений. В связи с этим правоприменительная деятельность может рассматриваться как центр правового воспитания, формирования общей, правовой, нравственной культуры;
направлено на вынесение индивидуального правового акта;
-обеспечивается силой государственного принуждения.
Необходимость в применении норм права возникает в следующих случаях:
если предусмотренные юридическими нормами субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без вмешательства компетентных субъектов;
если совершено правонарушение и требуется применить санкцию к правонарушителю;
в случае отсутствия добровольного исполнения обязательств;
если возникает спор о праве и стороны не могут прийти к согласованному решению (например, о разделе имущества);
если имеются определенные препятствия для использования прав субъектами;
при необходимости защитить чье-то субъективное право.
Применение представляет собой сложный, многоплановый процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. В юридической литературе нет единой точки зрения по данному вопросу. В основном принято выделять три стадии правоприменительного процесса:
установление фактической основы дела;
установление юридической основы дела - выбор и анализ юридических норм;
решение дела и документальное оформление принятого решения.
Установление фактических обстоятельств дела. Основная задача данной стадии - достижение объективной истины по делу. В ходе этой стадии исследуются только те обстоятельства, которые имеют непосредственное отношение к данному случаю, предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми. Например, в случае совершения преступления на этой стадии выясняют: а) время, место и способ его совершения (событие преступления); б) лицо, совершившее преступное деяние; в) виновность и мотивы его действия; г) обстоятельства, отягчающие и смягчающие вину; д) характер и размер причиненного ущерба и т.д.
Особое внимание законодательство уделяет доказыванию, в ходе которого фиксируется, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие - нет (общеизвестные, презумпции, прею- диции[1]), какие факты доказываются строго определенными средствами (например, экспертизой). Окончательная оценка доказательств - всегда дело правоприменителя.
Установление юридической основы дела. На этой стадии субъект применения права, т.е. соответствующий орган государства или должностное лицо после установления юридической значимости рассматриваемого случая обращается к анализу содержания соответствующей отрасли права с целью выявления требуемой нормы, регулирующей данное общественное отношение. Причем поиск нормы права должен осуществляться только в рамках официальных источников. После того как норма найдена, правоприменитель проверяет подлинность текста, убеждается в том, что она не отменена и не изменена, определяет пределы ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний и квалифицирует деяние.
Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями правоприменения.
Решение дела и документальное оформление принятого решения. Это завершающая фаза, итог применения права. Данный этап является наиболее ответственным. Он определяет судьбу дела. Результатом рассматриваемой стадии является решение, в котором норма права приобретает индивидуально-властный характер и определяются права и обязанности конкретных субъектов. Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах.
[1] Презумпция (от лат. - предположение) в области доказывания - это предположение о фактах; преюдиция - это юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если юрисдикционный орган (например, суд) уже установил определенные факты, то они признаются преюдиционными, такими, которые при новом рассмотрении дела считаются истинными, не требующими новой проверки.
|