Условием эффективности правоприменительной деятельности является качественное состояние нормативных актов, а результатом ее выступают акты применения права, которые выносятся по результатам рассмотрения конкретного дела и адресован конкретному лицу.
Акт применения права — официальный акт, содержащий властное, персонифицированное правовое решение компетентного органа по конкретному юридическому делу.
Являясь разновидностью юридических актов, акты применения права характеризуются следующими чертами:
являются индивидуально-определенными, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно, в отличие от нормативных актов, которые обезличены (неперсонифи- цированы);
являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от негосударственных субъектов (делегированные) полномочия; за их неисполнение могут быть наложены санкции;
не содержат в себе нормы права, поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;
осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируют общие предписания;
выступают в качестве юридических фактов (т.е. порождают конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, кому она адресована);
исчерпываются, как правило, однократным применением и на иные ситуации и на других субъектов не распространяются;
обеспечиваются государственным принуждением.
Перечисленными особенностями акт применения права отличается от других правовых актов, в частности нормативных.
Акты применения права можно классифицировать по различным основаниям.
По субъектам, их издающим:
акты государственных и негосударственных органов;
акты президента;
в) акты федеральных представительных органов и органов управления;
г) акты представительных органов и органов управления субъектов Федерации;
акты органов правосудия;
акты органов прокуратуры;
акты органов надзора и контроля.
По форме выражения:
акты-действия;
б) акты-документы (подразделяются на указы, постановления, приказы, решения и т.д.).
По функциям права:
а) регулятивные акты (устанавливают права и обязанности конкретных лиц в связи с их правомерным поведением, например, приказ ректора о зачислении в вуз);
б) охранительные акты, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушения, например, приговор суда, протест прокурора.
По предмету правового регулирования:
гражданско-правовые акты;
уголовно-правовые акты;
конституционно-правовые акты и т.д.
___________________________________________________
По своему юридическому значению:
а) основные акты (в них выражено решение юридического дела в целом);
б) вспомогательные (сопутствующие, дополнительные) акты, которые возникают в ходе установления фактических обстоятельств дела, на иных стадиях правореализационного процесса.
В зависимости от действия во времени:
а) правоприменительные акты однократного действия (наложение штрафа);
б) длящиеся акты (регистрация брака).
Законом предусмотрен строго определенный порядок издания и оформления актов применения права. В частности, акты правоохранительных органов должны иметь четкую структуру, включающую следующие элементы: 1) вводную часть, где содержится наименование акта, указание органа, его издавшего, места, времени, к кому относится; 2) описательную (констатирующую) часть, в которой изложены фактические обстоятельства юридического дела; 3) мотивировочную часть, где дано юридическое обоснование указанного ниже решения; 4) резолютивную часть, где дано содержание самого решения по данному юридическому делу.
|