В процессе применения норм права - анализа юридических норм и вынесения решения по делу - особое место занимает толкование закона. «Именно здесь, в толковании права, следует видеть фокус юридических знаний в их соотношении с жизнью и юридической практикой»[1]. Юрист-практик, прежде чем применить ту или иную норму, должен ее подвергнуть всестороннему толкованию. Толкование тесно связано с правосознанием и правовой культурой толкующих лиц, с их компетентностью. Необходимость толкования вызывается сложностью и противоречивостью российского законодательства (сегодня это многоотраслевое образование, в котором наблюдается масса всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов). В юриспруденции используются свои специфические средства, приемы юридической техники, здесь много специальных терминов, слов, выражений. Кроме того, к сожалению, некоторые формулировки страдают излишней краткостью, расплывчатостью, неточностью. Все это требует специальной мыслительной деятельности, в процессе которой познается воля законодателя и объективно излагается суть правовых предписаний.
Толкование права - это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых норм.
Из приведенного определения видно, что толкование включает в себя два аспекта: толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Толкование-уяснение - это познание смысла нормы «для себя», толкование-разъяснение - это объяснение и изложение смысла государственной воли «для других».
В первом случае толкование представляет собой внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, применяющего нормы права, не имеющий никакого внешнего проявления. Во втором, при разъяснении, толкование приобретает внешнюю форму выражения: либо письменную (официальные правовые акты, документы), либо устную (рекомендации, советы, консультации).
В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.
Официальное толкование - это разъяснение, которое дают в официальном порядке и в рамках своей компетенции государственные органы и должностные лица. Официальное толкование является юридически значимым для других субъектов. Оно, в свою очередь, подразделяется на два вида: нормативное и казуальное.
Нормативное толкование имеет общий характер, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на большой круг лиц. Оно имеет своей целью обеспечение единообразного понимания содержания применяемых норм. Такое разъяснение существует параллельно с нормой, которую толкует и, не подменяя собой, как правило, разделяет ее судьбу. Разновидностью нормативного толкования являются: 1) аутентическое, 2) легальное. Аутентическое (авторское) толкование применяемых норм исходит от органа, принявшего их. Поэтому субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы. Легальное толкование осуществляют органы, не наделенные правотворческими функциями, но получившие от последних поручения и, следовательно, полномочия по официальному разъяснению указанных норм. Так, Государственная Дума может поручить правительству разъяснить изданный ею закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий, министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативноправовых актов, издаваемых правительством. Казуальное толкование - официальное разъяснение, обязательное только для конкретного случая, для данного юридического дела. Оно содержится в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Такое толкование не имеет значения при рассмотрении других дел. Цель его - правильное разрешение определенного случая.
Неофициальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера.
Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (осуществляется любым гражданином, отражает уровень его правосознания в виде чувств, эмоций, переживаний по поводу нормы права);
профессиональным (исходит от юристов-профессионалов - адвокатов, судей и т.д.); 3) доктринальным (научным), которое дается учеными, научно-издательскими учреждениями, и они оказывают влияние на процесс реализации права.
По объему толкование можно классифицировать на следующие виды: 1) буквальное; 2) ограничительное и 3) распространительное.
Буквальное (адекватное) толкование имеет место в тех случаях, когда смысл и словесное содержание нормы права совпадают.
Ограничительное толкование имеет место в тех случаях, когда словесное содержание норм права шире их подлинного смысла. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Данную норму надо толковать ограничительно. На самом деле, не все дети
обязаны содержать своих родителей. От этой обязанности освобождаются дети, которых родители не содержали и не воспитывали, а также нетрудоспособные, хотя и совершеннолетние дети.
Распространительное (расширительное) толкование дается тогда, когда буквальное выражение нормы уже ее истинного смысла. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой «судьи независимы и подчиняются только закону». Эту норму надо толковать распространительно, судьи подчиняются не только законам, но и подзаконным актам. Кроме того, подчиняются законам и подзаконным актам не только судьи, но и присяжные и народные заседатели.
Таким образом, с помощью ограничительного и распространительного толкования устраняется встречающееся в отдельных случаях несоответствие между действительным содержанием нормы и ее текстуальным выражением, между «духом» закона и его «буквой».
Практика и наука выработали определенные принципы и способы толкования.
К принципам толкования относятся следующие постулаты:
всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
законы, смягчающие наказание, толкуются распространительно;
законы, отягчающие наказание, толкуются ограничительно;
чрезвычайные законы толкуются ограничительно;
изъятия из общего правила толкуются ограничительно.
Способы толкования - это приемы и средства, используемые для установления содержания правовых норм.
В юридической литературе принято выделять следующие способы толкования:
грамматический (филологический), сущность которого состоит в выяснении смысла правовой нормы путем определения значения слов, предложений, союзов, т.е. соответствия нормы требованиям грамматики, синтаксиса, лексики, стиля. Имеют значение даже знаки препинания. Вспомним хрестоматийный пример: «Казнить, нельзя помиловать» (сравним: «Казнить нельзя, помиловать»);
логический. Использует знания законов и правил формальной логики для правильного применения правовых норм;
систематический. Предполагает уяснение содержания нормы путем сопоставления ее с другими нормами, установления ее места во всей правовой системе, в отрасли права, в данном нормативном акте;
историко-политический. Имеет целью выяснение исторических условий, в которых была принята норма права;
телеологический, с помощью которого определяются цели принятия нормы, устанавливается, продолжают ли существовать общественные отношения, которые она призвана регулировать;
специально-юридический. Дает возможность раскрыть содержание юридических терминов, конструкций, категорий для проведения надлежащей правовой квалификации дела.
Все способы толкования применяются в совокупности, в комплексе. Дополняя друг друга, они позволяют раскрыть действительное содержание применяемых норм.
В результате официального толкования возникает особая разновидность юридических актов - акт толкования (интерпретационный акт).
Акт толкования - это акт специально уполномоченного на то органа, содержащий разъяснение правовых предписаний.
Интерпретационные акты обладают своими особенностями:
не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными документами, в которых содержатся толкуемые нормы;
не содержат в себе общеобязательных правил поведения.
Различают следующие виды актов толкования норм права:
В зависимости от органов, осуществляющих толкование:
акты представительных органов;
акты судебных органов;
акты прокурорских органов и т.д.
В зависимости от видов официального толкования:
а) акты нормативного толкования (бывают аутентическими и делегированными);
акты казуального толкования.
В зависимости от отрасли, в которой действует акт толкования:
гражданско-правовые акты;
административно-правовые акты;
уголовно-правовые акты и т.д.
По форме выражения:
указы;
б) постановления;
в) приказы;
инструкции.
Рассмотренные акты играют важную роль в общем механизме правового регулирования, так как они способствуют правильному пониманию и применению действующего законодательства, а значит, претворяют в жизнь право.
[1] Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М., 1993. С. 148.
|