Странный вопрос. А кто же еще? Не животное же и тем более не вещь! Действительно, теперь мы все считаем, что преступник - это личность, индивид, иначе говоря - человеческое существо. Но дело в том, что так было не всегда. В давние времена не проводили различия между субъектами общественно опасных действий: всякое существо, причинившее вред, могло быть признано преступником со всеми вытекающими из этого последствиями. Это относилось даже и к неодушевленным предметам.
В средние века, например, встречались, и притом довольно часто, судебные процессы быков, поранивших человека; свиней, загрызших ребенка; саранчи, гусениц, повредивших растения, и т.п. В 1474 году в Базеле (Швейцария) петух снес яйцо; его обвинили в сношениях с дьяволом и приговорили к сожжению. Во Франции в 1710 году состоялся последний процесс против крыс и мышей, повредивших хлебные посевы.
А в России был еще более любопытный случай. В 1553 году в городе Угличе произошел бунт, который вскоре был подавлен. Многие были наказаны - кто подвергся телесным наказаниям, другие были отправлены в ссылку. А церковный колокол, которым мятежники созывали народ, был за «государственное преступление» бит кнутом и сослан в Сибирь, в город Тобольск, где впоследствии и был обнаружен.
По нашему современному законодательству преступление, повторяю, может быть совершено только человеком. Но в некоторых странах - в Англии, Франции, США и др. предусмотрена и уголовная ответственность так называемых юридических лиц: фирм, акционерных обществ и иных организаций. На Нюрнбергском процессе над главными немецкими военными преступниками (1945-1946 годы) были признаны преступными четыре организации, в том числе нацистская партия. Она была распущена. А уж ее члены несли ответственность персонально - за конкретные преступные действия.
Когда готовился наш новый уголовный кодекс (он вступил в силу в 1997 году), было внесено предложение предусмотреть в нем ответственность юридических лиц, но оно не было принято. Осталась только персональная - личная ответственность, которую несут как граждане России и иностранцы, так и лица без гражданства, находящиеся на российской территории.
|