На этом ревнители биологического объяснения преступного поведения, однако, не успокоились. Когда в середине XX века развернулись генетические исследования, возникла теория хромосомных аномалий.
Напомню, что у нормального человека в клетках организма имеются половые хромосомы; они обозначаются буквами X и У. При этом у женщин две одинаковые хромосомы XX, а у мужчин ХУ. Но бывают ненормальности, аномалии (они встречаются примерно у 0,4 % новорожденных мальчиков), когда в клетке не две, а три половых хромосомы. Если это набор ХУХ, то у ребенка будет тяжелая болезнь - гемофилия (несвертываемость крови), а при сочетании ХУУ, как полагали авторы рассматриваемой теории, возникает агрессивность и, как следствие, преступление.
Вопрос изучался долго и неоднократно. В 1970 году в США сделали общий обзор 45 исследований, проводимых в Америке и Европе, подвели итоги. Всего было обследовано 5342 преступника, из которых хромосомные аномалии найдены только у 0,7 %. Контрольную группу составили 9700 преступников, среди которых аномалии установлены у 0,1 %. Как видно, данные столь же неубедительны, как и с близнецами. Вывод, сделанный американскими исследователями, таков: «Не было установлено, что люди с хромосомной аномалией ХУУ являются более агрессивными, чем выборочно обследованные преступники с нормальным хромосомным набором».
В 70-е годы и в нашей стране были проведены три исследования хромосомных аномалий; изучено около 6 тысяч человек. При этом оказалось, что почти все обследованные, у кого выявлен набор хромосом ХУУ, являются невменяемыми. Таким образом, безуспешной оказалась и эта попытка найти биологическое объяснение преступного поведения.
|