Преступниками не рождаются; ими становятся в течение жизни и в зависимости от ее поворотов.
«Человеческий характер, - писал Ф. Энгельс, - является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой, - условий, окружающих человека в течение всей жизни». Основа биографии - детство, и нередко уже там можно усмотреть истоки будущего преступного поведения.
В основе формирования личности лежит семейное воспитание. Конечно, трудно себе представить, чтобы родители сознательно воспитывали свое чадо как будущего преступника - вора или насильника (хотя и такие случаи встречаются). Но сама атмосфера семьи, поведение родителей часто толкают подростка на преступный путь.
Что можно, например, сказать о семье Саши Т., 12-летнего мальчика, который уже сейчас бродяжничает, совершает мелкие кражи? Мать у него умерла, подросток живет с отцом, который воспитанием Саши не занимается. Недавно из мест лишения свободы вернулся старший брат. На квартире постоянно собирается либо пьяная компания отца, либо дружки брата... Наглядные образцы для подражания, а в лучшем случае - повод для бегства из такого дома.
Еще один пример: Дима Н., 9 лет. Родители пили запоем, дебоширили; отец осужден, мать нигде не работает, ведет аморальный образ жизни, живет за счет часто сменяющихся сожителей, регулярно надолго уходит из дома, бросая ребенка на присмотр соседей. Мальчик не имеет элементарных условий для жизни и учебы, часто остается голодным. Прямой путь -нищенство, воровство, вступление в молодежную преступную группировку.
Это вконец разложившиеся семьи; таких отцов и матерей надо лишать родительских прав, а ребят направлять в интернат. Как ни прискорбно, другого выхода нет.
Понятно, что гораздо больше относительно благополучных семей, где не пьянствуют и не развратничают. Но с детьми обращаться не умеют. И, себе на беду, воспитывают будущих эгоистов, циников, ломают податливый детский характер, порождая психопатические извращения, а то и прямо толкают на путь правонарушений.
Психологи и педагоги сгруппировали наиболее распространенные стили родительского поведения в несколько групп. Расскажу вкратце о них.
1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Более того - его защищают даже от справедливой критики. «Наш ребенок всегда прав», - вот лозунг таких горе-воспитателей. В результате мальчик или девочка привыкают ко вседозволенности, к дорогим подаркам, некритически оценивают себя. А когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизненные тяготы вынести нелегко, проще - поддаться многочисленным соблазнам: пьянство, наркотики, бездумные сексуальные связи, а то и воровство.
2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь, возможно, нет прямого потакания капризам и поощрения вседозволенности. Но господствует снисходительное безразличие к подростку и его поведению. Ушел надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. По существу это полная бесконтрольность. Семья не препятствует общению с преступными молодежными группировками, не пресекает так называемого предпреступного поведения (пропуски занятий в школе, употребление алкоголя и наркотиков, дурные знакомства и т. д.).
3. Отличен от предыдущих педантично-подозрительный стиль. Он состоит в постоянном одергивании подростка, отсутствии доверия к нему, «сверхбдительном» контроле за его поступками, когда не дозволяется малейшая самостоятельность. Нахождение под подозрением убивает инициативу, подталкивает к скрытности, лживости, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. А итог тот же: уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь и сексуальная распущенность.
4. Предыдущая форма «воспитательной работы» становится еще более непедагогичной, если она сопровождается демонстративными жалобами на собственного ребенка, адресованными соседям, родственникам, школьным учителям и всем окружающим. Подросток нуждается в доверии и защите. И когда он не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем единственным людям, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.
Такая ситуация сложилась у Димы Л., 11 лет. Привычный способ общения родителей - скандал, инициатор скандалов - мать. Не стесняясь, рассказывает соседям о всех провинностях мужа и сына, постоянно жалуется на них. Дима предпочитает проводить время на улице, куда убегает и из школы, занимается бродяжничеством. Так складывается отчуждение от семьи, неверие в те, даже справедливые советы, которые можно в ней услышать.
5. Жестко-авторитарный стиль, при котором подросток воспитывается в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так порождается ненависть к родителям и вообще взрослым и, кроме того, воспринимается насилие как метод общения с другими людьми. Многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детские годы.
6. Последний стиль - непоследовательный. Родители переходят от уговоров к побоям, от оскорблений - к ласке. Такое поведение дезориентирует, лишает устойчивых навыков, вызывает у подростка презрение к родителям, ожесточение против них и также приводит к отчуждению от семейного очага.
Что же нужно? Очевидно, прежде всего - уважение к ребенку, любовь к нему, но не слепая, а требовательная; умение и строго спросить с подростка, и поощрить его за хороший поступок. Нужно поддержание в семье спокойной, товарищеской, демократической атмосферы общего уважения и совместных забот.
|