Стигма (греческое слово) - это клеймо, печать, знак, налагаемый на кого- либо. Когда говорят о человеке: «Вот преступник!» - происходит стигматизация, к нему «приклеивается ярлык» лица, отчужденного от общества, изгоя, не способного жить в человеческом коллективе и ненужного ему. Криминологические исследования показали, что стигматизация имеет важное психологическое значение и для общества, и для преступника, причем как позитивное, так и негативное. В положительном плане стигматизацию можно рассматривать потому, что в ней содержится большей частью справедливая общественная оценка содеянного, определяются и качества человека, который что-то совершил. Преступник знает, как его оценивают люди, и должен с этим считаться.
Но есть и отрицательный аспект. Он состоит в том, что человек, получивший клеймо преступника, изгоняется из круга добропорядочных людей и сам начинает считать себя изгоем, кем-то «особенным», не таким, как все, а следовательно, могущим и чуть ли не обязанным поступать по-своему, не считаясь с человеческими законами.
Проследим путь человека, впервые совершившего небольшое правонарушение, например, мелкое хулиганство, оставшееся безнаказанным. Это первая стадия его криминальной «карьеры».
На второй стадии человеку, склонному к такого рода поступкам, они начинают нравиться, входят в привычку. Нецензурная брань, оскорбления, побои членов семьи или собутыльников для него становятся правилом. Он и общаться начинает преимущественно с такими же субъектами, которые одобряют его поведение.
На третьей стадии его арестовывают за противоправное поведение; суд ограничивается штрафом. Но он уже назван преступником и сам для себя делает открытие: оказывается, он иной, чем его соседи и члены семьи, а значит, и вести себя должен соответственно своему новому «званию».
На четвертой стадии, если эта личность неустойчива, она втягивается в более серьезные преступления, да еще бравирует этим. Такое поведение особенно характерно для подростков, желающих ощутить себя взрослыми. Образ преступника для них сродни образу героя; изгой из обычной среды «находит себя» у таких же, как он, правонарушителей.
Есть такая русская поговорка: если человека все время называть свиньей, он, глядишь, и хрюкать начнет... Это и происходит при непродуманной, поспешной стигматизации. В результате, действуя по принципу обратной связи, совершенное правонарушение не обрывает преступную «карьеру», а стимулирует ее. Как говорил еще древний философ Сенека, «одни преступления открывают путь другим».
Каков же вывод? Он состоит в том, что оценка человека, особенно подростка, как «испорченного», «безнадежного», «отпетого» и т. д. должна производиться с максимальной осторожностью. Личности всегда должна быть открыта перспектива исправления и перевоспитания. В каждом человеке есть такие струны, коснувшись которых можно затронуть хорошие черты его натуры, изменить жизненный путь. Это вернее и надежнее, чем поддерживать его порочную репутацию и укреплять его преступное самомнение. Личность преступника становится таковой не от рождения, не от физических или психических недостатков, а оттого, что этот человек совершил преступление. Обратимся теперь именно к этому обстоятельству: что же такое - преступление? Чем оно похоже и чем отличается от других человеческих поступков? Почему оно совершается? Как развивается преступное поведение?
|