Понедельник, 25.11.2024, 04:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Источники особого уголовно-процессуального производства

В этой связи следует также уточнить, что согласно ст. 1 УПК РФ порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, следователь (дознаватель и др.) и судьи при производстве уголовно-процессуальной деятельности должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судьями, следователями (дознавателями и др.) при принятии решений по конкретным уголовным делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) [67]. Вместе с тем уголовно-процессуальных норм в себе указы Президента РФ не содержат.

Обязательными для исполнения также признаются указания Генерального прокурора РФ по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания (ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора [93].

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

При рассмотрении судом уголовных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

Непосредственному применению подлежат те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ, в Бюллетене международных договоров, размещены на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном ст. 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, в частности:

- если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем уголовно-процессуальным законом РФ;

- если международным договором РФ регулируются отношения, в том числе отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения.

Согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом.

Неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо, когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права [93].

Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии со ст. ст. 31 - 33 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Согласно п. "b" ч. 3 ст. 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод [93].

Исходя из п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств [94. С. 283 - 284].

Если уголовно-процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с производством о применении принудительных мер медицинского характера действия (решения), допустимо использование уголовно-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. Законодатель не запрещает применение уголовно-процессуальных норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы участников процесса.

Установленный уголовно-процессуальными законами порядок осуществления уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, судей и следователей (дознавателей и др.) России.

Как было отмечено выше, при решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Помимо учета закрепленных здесь общих принципов охраны здоровья граждан, сведений, составляющих врачебную тайну (ст. 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), суд при вынесении вышеперечисленных процессуальных решений обязан соотносить таковые с положениями, определяющими порядок медицинского вмешательства без согласия граждан (ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), общими требованиями к производству судебно-психиатрической экспертизы (ст. 62 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), а равно независимой медицинской экспертизы (п. 3 ст. 58 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") и др.

При назначении судебно-психиатрической экспертизы в учет должны браться почти все положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" начиная с общих положений (глава 1) и заканчивая особенностями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц (глава 4).

Судьям также должны быть известны по крайней мере закрепленные в Федеральном законе от 7 мая 2009 г. N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением" требования, предъявляемые к порядку перевода из учреждений уголовно-исполнительной системы лиц, которым назначено принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях. Иметь более полное представление об условиях содержания лиц, находящихся на принудительном лечении в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, судьям позволит также ознакомление с условиями и пределами применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия, общими требованиями к применению физической силы, специальных средств и (или) оружия в рассматриваемых учреждениях (ст. ст. 10 - 12 Федерального закона "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением").

В соответствии с п. 19 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а равно п. п. 2 и 3 утвержденных тем же нормативно-правовым актом Правил медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, лица, страдающие хроническими психическими расстройствами стойкого характера (психозом и слабоумием), лишающими лицо возможности осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействия), подлежат медицинскому освидетельствованию. Данное освидетельствование осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы.

Судьям также следует знать, что согласно положениям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" <16>:

- больные, представляющие опасность для окружающих (с инфекционными, заразными кожными, психическими заболеваниями), содержатся отдельно. В этих целях в стационаре медицинской части предусматриваются палаты или боксы для раздельного размещения больных по профилю заболевания (п. 73);

- в лечебно-профилактическом учреждении осужденные больные содержатся с учетом их психического и соматического состояния (п. 116);

- лица, у которых имеются признаки психического расстройства, в том числе склонность к агрессии и аутоагрессии, размещаются по камерам с учетом рекомендаций врача-психиатра и психолога (п. 31);

- госпитализация больных с психическими расстройствами осуществляется в острых случаях на основании комиссионного врачебного заключения, а в остальных случаях - с письменного согласия больного (п. 98);

- при назначении принудительного лечения в психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением такие лица переводятся в указанную больницу в установленном порядке (п. 195);

- освобождаемые психически больные, выписываемые под наблюдение психоневрологического диспансера по месту жительства, а также под опеку или на попечение родственников, передаются им непосредственно в больнице. В случае отсутствия родственников или невозможности их приезда за больным он сопровождается до места жительства или лечения медицинскими работниками больницы (п. 196).

В экстренных случаях, когда психическое состояние больного обусловливает непосредственную опасность для себя или окружающих, а также его беспомощность, помощь оказывается психиатром следственного изолятора (иного исправительного учреждения ФСИН) по месту нахождения больного до перевода в специализированное психиатрическое учреждение.

В зависимости от состояния больных за ними устанавливаются дифференцированные виды наблюдения, исключающие возможность попыток к самоубийству, аутоагрессии, нападению, побегу, назначается соответствующее обследование и лечение (п. 261 Приказ N 640/190).

Для выявления лиц с психическими расстройствами в следственных изоляторах (иных исправительных учреждениях ФСИН) проводятся следующие мероприятия:

- перед проведением медицинского освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных врач в обязательном порядке знакомится с материалами личного дела и медицинской документацией на предмет выявления лиц, имевших до ареста психические расстройства, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу или ее проходивших;

- в случае необходимости из лечебно-профилактических учреждений, где наблюдался или проходил стационарное лечение по поводу психического заболевания подозреваемый, обвиняемый и осужденный, запрашиваются выписки из медицинских карт амбулаторного больного и (или) стационарного больного и копии актов судебно-психиатрических экспертиз из учреждений, где данная экспертиза проводилась;

- определение наличия или отсутствия психического расстройства у обследуемого лица осуществляется врачом-психиатром. В случае отсутствия в штатах следственного изолятора (иного исправительного учреждения ФСИН) врача-психиатра для этих целей привлекаются врачи-психиатры лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также территориальных лечебно-профилактических учреждений. При подозрении на наличие психического расстройства свои диагностические заключения врачи следственных изоляторов (иных исправительных учреждений ФСИН) могут выносить только предположительно;

- обязательный осмотр врачом-психиатром лиц, находящихся на принудительном лечении по поводу психических расстройств, не исключающих вменяемости;

- принудительное лечение лиц, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости, осуществляется амбулаторно в следственных изоляторах (иных исправительных учреждениях ФСИН), имеющих в штатах врача-психиатра, а в случае необходимости - стационарно, в психиатрических больницах и психиатрических отделениях больниц уголовно-исполнительной системы;

- лица, неустойчивые в психическом отношении, часто обращающиеся с жалобами невротического характера или с отклонениями в поведении (эмоционально возбудимые, часто совершающие внешне немотивированные поступки, нарушающие режим содержания, конфликтные и т.п.), а также ранее лечившиеся по поводу психических расстройств, признанные судебно-психиатрической экспертизой вменяемыми, но имеющие психические расстройства, освидетельствуются врачом-психиатром при соблюдении принципа добровольности.

В тех случаях, когда вследствие тяжести своего психического состояния лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, является беспомощным либо имеющееся у него психическое расстройство в случае неоказания ему психиатрической помощи способно причинить существенный вред его здоровью, освидетельствование может проводиться без его согласия или согласия его законного представителя (п. 262 Приказа от 17.10.2005 N 640/190).

Диспансерное наблюдение и лечение лиц, имеющих психические расстройства, осуществляется в следственных изоляторах (иных исправительных учреждениях ФСИН) амбулаторно или в стационаре медицинской части в установленном порядке.

Лицам, которым назначена судебно-психиатрическая экспертиза, лечебные мероприятия в связи с выявлением психических расстройств осуществляются в соответствии с их психическим состоянием. В случае заключения судебно-психиатрической экспертизы о наличии психического расстройства, свидетельствующего о невменяемости, до решения суда о признании подозреваемого или обвиняемого невменяемым лечебные мероприятия осуществляются в стационаре медицинской части следственного изолятора с обязательной изоляцией больного от остальных подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

После вынесения судебного решения о невменяемости больного до перевода в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением лечебные мероприятия также осуществляются в стационаре медицинской части следственного изолятора с обязательной изоляцией от остальных подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные больные, находящиеся в стационаре медицинской части следственного изолятора (иного исправительного учреждения ФСИН) в связи с наличием психического расстройства, осматриваются врачом-психиатром данного учреждения не реже двух раз в неделю. В случае отсутствия в штатах следственного изолятора (иного исправительного учреждения ФСИН) врача-психиатра лечебные мероприятия осуществляются начальником медицинской части или врачом-терапевтом по рекомендациям врача-психиатра лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы или специализированных учреждений психиатрического профиля государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Лицам с психическими расстройствами, требующим стационарного лечения, помощь оказывается в условиях медицинской части следственного изолятора (иного исправительного учреждения ФСИН), а в тяжелых и длительно не купирующихся случаях - в межобластных психиатрических больницах и психиатрических отделениях общесоматических больниц уголовно-исполнительной системы.

Углубленное и всестороннее психиатрическое обследование в стационаре больных, страдающих хроническим психическим заболеванием, является обязательным при решении вопроса о досрочном освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью.

Психиатрическое освидетельствование проводится в установленном порядке врачебной комиссией, состоящей из врачей учреждений уголовно-исполнительной системы. В составе комиссии должно быть не менее 2 врачей-психиатров. По результатам составляется акт психиатрического освидетельствования осужденного. Данная категория больных должна находиться в больнице (отделении) до окончательного решения суда по представленным администрацией больницы материалам.

В случае решения суда о применении принудительных мер медицинского характера больной этапируется в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением (п. п. 263 - 270 Приказа N 640/190 [69]).

В основном же суду при принятии решений, касающихся применения принудительных мер медицинского характера, помимо УПК и УК РФ, следует руководствоваться Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Так, к примеру, согласно ч. 1 ст. 5 данного Закона лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами; ограничение же прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации, как это следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.03.2017)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%