Воскресенье, 24.11.2024, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Потребность и мотив преступления

Криминологические исследования говорят о том, что различные виды потребностей мотивируют преступное поведение с разной силой. Более 90 % умышленных преступлений сводятся к двум группам: корыстным и насильственным (агрессивным) деяниям. Их мотивируют материальные, сексуальные потребности, а также потребность в социальном общении, распадающаяся на несколько подгрупп. Рассмотрим этот вопрос немного подробнее.

Материальные потребности имеют несколько разновидностей. Известно, что такие потребности есть у всех людей, но в одном случае это потребность в продуктах питания, современной одежде, хорошей квартире, в другом - в предметах комфорта, излишествах, в третьем - в накоплении денег и драгоценностей, в четвертом - в пьянстве, наркотиках. С учетом этого можно выделить в принципе четыре основные степени материальных потребностей: 1) жизненно необходимые потребности, обеспечивающие минимум условий для существования человеческого организма; 2) нормальный стандарт потребностей, характерный для большинства людей; 3) такой объем потребностей, удовлетворение которого не является общественной нормой; их можно назвать гипертрофированными (завышенными); 4) извращенные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит развитию личности и интересам общества (пьянство, наркотики и т.д.).

Понятно, что формирование материальных потребностей тесно связано с условиями жизни людей и социально-экономической природой общественного строя.

При социалистическом строе потребности членов общества были в значительной степени усреднены и ограничены, что неизбежно вызывало социальную напряженность, особенно среди молодой части населения. При переходе к рыночной экономике никаких сдерживающих начал для ограничения потребностей не оказалось; изменилась и идеология в этом отношении. Сейчас из четырех приведенных выше степеней материальных потребностей не изменились лишь первая и четвертая. Что же касается нормальных и гипертрофированных (завышенных) потребностей, то грань между ними утрачена. Видимо, можно говорить о классовом расслоении общества и, соответственно, о потребностях, присущих разным классам и слоям населения.

Можно ли установить, какая часть преступников совершает корыстные преступления из-за жизненно необходимых потребностей, иначе говоря - из-за нужды, а какая - по другим причинам? Исследователями 60-70 годов было установлено, что прямая нужда являлась причиной 3-6 % корыстных преступлений. Сейчас эта цифра сильно возросла. По мнению специалистов, она составляет от 20 до 40 % всех преступлений против собственности. С другой стороны, не меньше 10-15 % корыстных преступлений порождены завышенными и извращенными потребностями: накопительством, стремлением к роскоши, разгулу, пьянством и др. Бедность и богатство, видимо, порождают корыстную преступность с одинаковой интенсивностью. Средний достаток семьи в этом отношении более благоприятно сказывается на формировании человека и его поведении; во всяком случае, в таких семьях преступников меньше, чем среди очень бедных и очень богатых.

Материальные потребности - не единственный побудительный мотив. Многие преступления, особенно связанные с насилием, порождены неудовлетворенными потребностями социального общения, признания, поддержания своего престижа, лидерства в семье или ближнем окружении, самоутверждения.

В насильственных преступлениях, так же как и в корыстных, можно различать, условно говоря, социально и нравственно оправданные и объяснимые - нормальные виды потребностей, и те, которые никак нельзя признать общественно приемлемыми. К первой группе относятся, например, потребности в признании и безопасности, которые ущемляются другим человеком (во время ссор, конфликтов в семье и пр.). В делах о насильственных преступлениях такие потребности встретились в 17 % случаев.

Другие виды потребностей, порождающих насильственную преступность, заслуживают по меньшей мере нравственного порицания, не говоря уже о криминальных последствиях. Это стремление к насилию над другими людьми; оно встречалось в 42 % дел, стремление к самоутверждению любыми способами - в 25 %, к превосходству над окружающими - в 10 %, эгоцентризм - в 7 %.

Каждое третье умышленное убийство и причинение тяжкого вреда здоровью связано с желанием преступника как можно более унизить свою жертву, а в каждом пятом тяжком преступлении против жизни и здоровья проявляется стремление к самоутверждению, к поддержанию своего «Я», завышенной самооценки, уменьшению чувства неуверенности. Это говорит о большой распространенности таких причин преступной мотивации, как нормальные и извращенные потребности социального характера, не удовлетворенные в обычном человеческом общении.

В конечном счете искривления, деформации в сфере потребностей людей вызваны более общими социальными процессами или подогреваются ими. Переход страны на рельсы рыночных отношений, глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни не могли не сказаться на искажении потреб- ностной сферы личности, а следовательно, и на росте агрессивных проявлений.

Капитализация страны означала замену прежних отношений коллективизма и взаимопомощи (пусть во многом декларированных) откровенным эгоизмом, индивидуализмом, «войной всех против всех». Еще в 1993 году 24,6 % опрошенных граждан дали крайне отрицательную оценку существующим отношениям между людьми (против 13,7 % в 1983 году), назвав их волчьими, отвратительными. Впоследствии эти цифры только возросли. Все это однозначно ведет к росту агрессивной мотивации, причем двух родов: во-первых, агрессии как самоцели и, во-вторых, такой агрессии, которая служит средством достижения корыстных и иных целей. Это, в свою очередь, приводит к росту числа наиболее опасных преступлений против личности и к организованной преступности.

Из-за имущественного расслоения населения увеличивается доля лиц, не занятых трудом. Если в 70-х годах не работал и не учился примерно каждый десятый из числа совершивших умышленные убийства или тяжкие телесные повреждения, то в 90-е годы - каждый пятый. Увеличилось число бытовых, семейных, производственных конфликтов. Агрессивная мотивация поступков людей возросла за эти годы минимум вдвое.

Борясь с преступностью, нельзя забывать об этих фактах, игнорировать социальные проблемы жизни людей, опасные последствия кризиса, охватившего страну.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%