Важнейшее свойство человеческого сознания состоит в возможности отрыва от непосредственной ситуации, в прогнозировании и планировании более или менее отдаленных событий и собственных поступков. Нередко перед человеком маячит некая общая цель, ради которой в конечном счете он и совершает свои действия.
Эти особенности человеческого сознания проявляются и в преступном поведении. Многие преступления отражают вовсе не сиюминутные интересы субъекта, не ближайшие его потребности или влечения, а долговременные расчеты, планы, служат звеньями в цепи действий, продуманных с большей или меньшей полнотой.
Характерным примером могут служить должностные преступления (например, злоупотребление служебным положением). Устраивая своего родственника на материально ответственную должность, субъект не просто занимается филантропией, а, например, рассчитывает в дальнейшем использовать его для сокрытия недостач или хищений. Сложные и долговременные планы разрабатываются расхитителями имущества, лжепредпринимателями, валютчиками, мошенниками, государственными преступниками и др. Экономическая преступность, приобретающая в нашей стране все более широкий размах, немыслима без разработки продуманной и долговременной стратегии преступной деятельности.
Вот откровения одного предпринимателя, осужденного за мошенничество в финансовой сфере: «Я с детства, с молодых лет твердо знал, что нужно иметь много денег, и стремился к этому. Я не скряга и не хапуга какой-нибудь, но иметь дом за бугром, хорошую хату в Москве и жить без забот - это элементарно... Сорвалось, немного не рассчитал... Но все наладится, я еще возьму свое».
Построение и последующее выполнение жизненных планов - естественное свойство каждого человека (хотя далеко не все его используют). Развернутый план по сути дела совпадает с тем, что можно назвать жизненной стратегией человека. Он предполагает необходимость: а) определить систему ценностей и предпочтений в отношениях с людьми; б) определить социальную группу, с которой связывает себя данная личность; в) выработать тип и конкретные формы поведения в ближайшем и более отдаленном будущем; г) сохранить свою внутреннюю устойчивость, независимо от изменений во внешних обстоятельствах.
Жизненная стратегия не может, конечно, оставаться неизменной; она конкретизируется с течением времени, уточняется, развивается, а возможно, и пересматривается. Ведь со временем меняется сам образ жизни человека, меняется общество. Когда вместо прежней командно-административной системы возникли рыночные отношения с их специфическими требованиями, то соответственно изменилась и жизненная стратегия многих людей. Разумеется, могут быть и есть люди, не способные или не желающие менять жизненную стратегию; они оказываются в таком случае на обочине происходящих событий. Потребность в оценке своей жизненной стратегии и, если надо, в изменении ее практически стоит перед каждым.
Анализ общего жизненного плана, связанного с преступным поведением, показывает, что в его основе лежат в конечном счете те же, уже рассмотренные нами виды потребностей и влечений, только опосредованные сложной системой человеческих взаимоотношений. Это, например, упорное и беззастенчивое стремление к повышению незаконными путями своего социального положения (карьеризм), к улучшению материального состояния; предвидение и предвосхищение тех потребностей или проблем, которые могут возникнуть в будущем, и т.д. Достаточно упомянуть о мошенниках, стремящихся к депутатскому креслу, или о взяточниках, резервирующих себе «сладкую жизнь» за рубежом. Если в простых случаях, стремясь к удовлетворению своих потребностей, преступник, так сказать, «идет напролом», воруя деньги, совершая грабеж или разбой, нанося оскорбление или телесное повреждение, то в рассматриваемых случаях субъект планирует поступки заранее и нередко при этом действует «обходным путем», используя, как он полагает, выгодные ему ситуации, связи и отношения между людьми. Фактически первоначальная побудительная причина такой активности - потребность в ходе этой сложной деятельности как бы утрачивается, забывается, а очередные поступки мотивируются сложившимися жизненными планами, расчетами и хитроумными комбинациями.
В современном российской обществе все большее распространение приобретает организованная преступность. Для нее особенно характерно не скоропалительное действие, совершаемое под влиянием ближайших потребностей или эмоций, а тщательное планирование достаточно сложных операций, заблаговременная подготовка к ним. Для организованных групп преступников в сфере экономики, финансов, политики, международного бизнеса мотивирующее значение имеют не столько непосредственные стимулы к действию, которое сразу может дать материальную выгоду, сколько разветвленные и далеко идущие планы преступной деятельности, реализация которых в конечном счете приводит к колоссальному обогащению.
Заметим, что жизненные планы могут быть реальными и абстрактными, выполнимыми и невыполнимыми. В последнем случае наступает так называемое состояние фрустрации - разочарования, растерянности, угнетенности, которое, в свою очередь, может привести к преступлению, но только к иному, чем это мыслилось при составлении плана. Как уже говорилось, фрустрация ведет к агрессии, «немотивированным» поступкам, а также к пьянству и наркотизму (так называемое замещение). Неудача в осуществлении жизненных планов может толкнуть субъекта на самые неожиданные и опасные действия.
|