Воскресенье, 24.11.2024, 16:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 62
Гостей: 62
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Возможности

Под возможностями удовлетворения интересов и потребностей (чувств, влечений), реализации планов или разрешения проблемных ситуаций будем понимать физические, социально-экономические, политические, нравственные и иные условия, используя которые субъект может успешно решить стоящие перед ним задачи. Возможности в основном объективны. Однако при этом следует сделать две оговорки.

Первая состоит в том, что объективная природа возможностей отнюдь не исключает того, что они могут относиться и к потенциям самого человека. В самом деле: ограничение возможностей совершить те или иные желаемые действия в одном случае будет зависеть от физических причин (нельзя без соответствующих приспособлений открыть банковский сейф), в другом - от окружающих людей, а в третьем - от самого субъекта, который, допустим, не обладает необходимыми знаниями или опытом. Однако во всех этих случаях возможности (или их отсутствие) объективны в том смысле, что они реально существуют (или, наоборот, отсутствуют) и это не является плодом нашего воображения.

Вторая оговорка заключается в том, что субъект судит о наличии или отсутствии возможностей, как правило, со своей, субъективной точки зрения. Об этом уже говорилось применительно к оценке проблемной ситуации, но надо сказать еще раз, потому что ошибочная оценка своих или чужих возможностей встречается сплошь да рядом.

Когда мы исследуем проблемы преступного поведения, на первый план выступает деление возможностей на законные, т. е. предусмотренные или по меньшей мере не запрещенные правом, и незаконные, в данном случае - преступные. Как те, так и другие могут быть доступными, частично доступными или недоступными - данному субъекту, другим лицам, неограниченному кругу лиц.

Недоступность законных возможностей (заработать деньги, получить жилье, поступить на учебу и т.д.) может проистекать из объективных факторов, например, экономических трудностей, административных препятствий, особенностей политического режима и т.п. А могут быть и субъективные препятствия, например, как говорилось выше, недостаточные способности субъекта, низкое образование, особенности его образа жизни и многое другое. Весьма вероятно сочетание обеих групп факторов, например, человек не может удовлетворить свои нормальные материальные потребности, потому что из-за низкой профессиональной подготовки плохо зарабатывает, а общество не имеет развитых социальных программ, ориентированных на помощь малообеспеченным гражданам. Законные возможности удовлетворения тех ил иных потребностей могут отсутствовать и потому, что субъект ставит перед собой социально неприемлемые цели, запрещаемые законом.

Что касается незаконных возможностей, то они в принципе тоже могут быть доступными, ограниченными или вовсе недоступными - смотря о чем идет речь. Далеко не всякий может законно стать преуспевающим бизнесменом, но и незаконный путь к обогащению, особенно крупному, доступен не каждому. В советское время такие пути были в существенной степени перекрыты запретом частной собственности, монополией внешней торговли, затрудненным выездом за рубеж и др. В наше время эти возможности открыты, но быстрому и крупному обогащению теперь препятствуют конкуренция, раздел «сфер влияния» между преступными группировками, постепенно налаживаемый государством финансовый контроль и др.

Незаконные возможности могут быть для данного лица относительно постоянными (например, в случае привычного воровства на производстве, осуществлявшегося так называемыми «несунами») или временными, эпизодическими, обусловленными ситуацией (например, случайно возникшая возможность обогатиться путем финансовой махинации). Постоянное использование незаконных возможностей может превратиться в образ жизни, что и происходит с преступниками-профессионалами, в том числе участниками организованной преступности. Временные незаконные возможности скорее свидетельствуют о ситуативном преступлении, в котором сочетаются факторы, зависящие как от ситуации, так и от личности.

Временная, случайно возникшая возможность незаконным путем удовлетворить свои потребности очень близка к проблемной ситуации, по существу совпадает с нею. Как говорил английский философ Ф. Бэкон, «возможность украсть создает вора». Это ситуация особого рода: ее можно назвать провоцирующей.

Обратим внимание и на другой случай: ограничение законных возможностей (например, невыплата заработной платы) также порождает проблемную ситуацию, а порой и конфликт. Поэтому, вообще говоря, конфликты и проблемные ситуации, о которых говорилось выше, во многих случаях можно рассматривать как ограничение законных (или возникновение незаконных) возможностей для удовлетворения потребностей и влечений.

Каковы реакции разных типов личности на ограничение законных возможностей удовлетворения своих притязаний? Их в общем три:

а)  принять это ограничение и отказаться от удовлетворения своих интересов. Так, у пенсионера нет денег и он на них и не рассчитывает, живет на маленькую пенсию. Такую позицию можно назвать пассивной;

б)  искать иной, законный путь достижения желаемого результата. Например, если низкое образование не дает возможности повысить свое материальное благосостояние - поступить учиться, сменить профессию и т. п. Это позиция социальной активности;

в)  преодолевать возникшее ограничение незаконными средствами, т. е. встать на преступный путь, например начать воровать.

Сходными являются реакции субъекта и на появление незаконных возможностей:

а)  воспользоваться ими и совершить преступление;

б)  отказаться совсем или на время от удовлетворения своих интересов;

в)  искать иные - законные пути достижения цели.

Рассматривая все эти варианты поведения, не следует забывать о том, что сами потребности и влечения, планы и проблемные ситуации далеко не одинаковы. Мы различаем потребности жизненно необходимые, нормальные, гипертрофированные и извращенные. Законные возможности могут существовать, например, для первых двух разновидностей потребностей, но быть закрыты для остальных. Может быть и иное соотношение законных и незаконных возможностей, особенно если принять во внимание разные социальные статусы и роли личностей, их индивидуальные особенности и другие обстоятельства. Все это приводит к разнообразию вариантов мотивации поведения уже на самом первом этапе формирования человеческого поступка.

Не надо думать, что незаконные пути решения проблемы возникают в сознании субъекта только тогда, когда законные возможности полностью для него исключены. Это не так: достаточно напомнить о действиях П., убившей свою знакомую, потерявшую сознание, хотя достаточно было вызвать врача. Предпочтение преступному пути оказывает большинство тяжких, злостных преступников. Вместе с тем нередки и ситуационные, непредумышленные преступления, в основе которых лежат сравнительно мелкие корыстные мотивы: достать деньги на выпивку, приобрести наркотики, отдельные дефицитные вещи и т. п. В этих случаях налицо неустойчивое соотношение между: а) законной возможностью достижения цели, требующей некоторых усилий; б) преступным способом удовлетворения потребности, который грозит наказанием, и в) отказом от удовлетворения потребности (интереса).

Общий баланс между законными и незаконными возможностями людей зависит в конечном счете от политической, социально-экономической, нравственной обстановки в стране. В кризисное время объем законных возможностей обычно сужается, в то время как незаконных, преступных - растет. Бесконтрольность поступков людей и деятельности различных фирм, коррупция в государственном аппарате, слабость правоохранительных органов создают подходящие условия для преступных действий, искажают представления людей о допустимых, законных и незаконных способах поведения и отрицательно сказываются на системе ценностных ориентаций и правовом сознании личности.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%