Что такое ценностные ориентации? О чем здесь идет речь?
Под ценностями обычно понимаются предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. При определении линии своего поведения люди опираются на систему своих ценностных ориентаций (представлений), в которых одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это в свою очередь влияет на мотивацию поступков, выбор целей поведения и средств их достижения, особенно в сложных, проблемных и конфликтных ситуациях.
В предыдущей главе я приводил таблицу факторов жизненного успеха, которые называли молодые преступники и честные молодые люди. Это один из примеров ценностных ориентаций личности.
Если проследить механизм преступного поведения, начиная с предыдущих элементов (потребности, планы, конфликты, влечения и т. п.), то мы увидим, что рано или поздно эта причинная цепочка упирается в систему ценностных ориентаций, которая является важным (подчас завершающим) звеном в процессе мотивации. При этом ценностные ориентации играют троякую роль. Во-первых, они могут стимулировать сложившиеся мотивы поведения и укреплять антисоциальную линию поведения. Так, если материальные потребности возникли у субъекта, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование устойчивого корыстного мотива.
Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антисоциальные потребности и блокируют образование антиобщественного мотива поведения. В том же примере материальные потребности у лица с другой - положительной ценностной ориентацией будут направлены не на преступное завладение имуществом, а, например, на законный заработок необходимых средств.
В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным мотивом поведения, например, по идеологическим, политическим, нравственным причинам. Достаточно вспомнить о волне националистических, сепаратистских настроений, возбуждавшихся в общественном сознании как в России, так и ближнем зарубежье в 1991-1994 годах и вызвавших немалое число преступных действий. Именно характером ориентаций, отрицающих нравственные и правовые нормы, определяются многие преступления опасных рецидивистов, участников организованных преступных сообществ, а также политические преступления.
Исторический опыт показывает, что измерение и оценка ценностных ориентаций - не абсолютны, а относительны. Они возможны лишь в рамках определенного общественного строя и притом в достаточно ограниченных временных пределах. Системы ценностных ориентаций не одинаковы у представителей разных слоев населения, они различаются и в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Вместе с тем можно выделить ценностные ориентации, типичные для того или иного общества или класса, наиболее распространенные, господствующие в массовом сознании, а также перечни ценностей, закрепляемых в сферах морали, права, религии и т. п. Так, в советском обществе пропагандировалась, хотя далеко не всегда проявлялась в поведении людей, такая система ценностных ориентаций, в которой ведущее место занимали коллективизм, обязательность труда для всех, отрицание частной собственности, признание коммунистических идеалов. Понятно, что антиобщественная ориентация (установка) личности в советский период резко им противостояла, была несовместима с этими ценностями.
Если антиобщественную установку прошлых лет характеризовать в самой общей форме, то ее можно было называть психологией индивидуализма. Основные ценности таких людей: произвольное следование своим эгоистическим побуждениям, тяга к примитивным удовольствиям (выпивка, разврат), агрессивность, ориентация только на собственные проблемы и стремление решать их любыми средствами. Главное содержание такой психологии - личный интерес, который в различных случаях, а также в зависимости от типа личности трансформировался в антиобщественную ориентацию трех основных типов: корыстную, насильственную (агрессивную) и социально пассивную.
Когда наше общество стало переходить к рыночной экономике, система ценностных ориентаций стала резко меняться. Социологические опросы предыдущего десятилетия показывали, что факторами достижения личного успеха молодые люди считали собственные способности, высокое образование, упорный труд. А вот данные 1996 года: наряду с трудолюбием и образованием весьма значимыми факторами оказались деньги (23,5 % опрошенных), умение приспосабливаться (23,0 %), удача (13,5 %), а такое качество, как честность, отмечено всего лишь у 9,5 %.
Рост индивидуализма несомненен. В этой связи необходимо отметить, что индивидуализм и даже эгоизм (в определенных, очерченных моралью и законом пределах) - в общем не патология, а норма для общества, экономика которого основана на частной собственности и рынке. Это означает, что некоторые ранее порицавшиеся черты психологии теперь стали признаваться достаточно приемлемыми, а то и одобряемыми общественной моралью (и средствами массовой информации. Но не надо забывать, что именно эти черты вызывают такие мотивы поведения, которые направлены на достижение личной выгоды, в том числе и преступным путем. Это в первую очередь относится к корыстной ориентации личности.
Человек с ясно выраженной корыстной ориентацией отличается такими чертами, как стремление, подчас безудержное, к легкой наживе, желание приобрести материальные блага, не вкладывая труда; переоценка значения в жизни факторов материального порядка, духовная опустошенность; убежденность во всесильном значении денег; равнодушие к общественным нуждам.
Не случайно именно такой считают систему ценностей своего общества западно-европейские и американские социологи и криминологи. «Наше общество, - писал американский юрист Э. Шур, - в значительной мере построено на умении продавать в широком смысле этого слова... Эти же качества как раз и являются главными в профессии опытного мошенника». Американское общество, пишет он, пропитано «предпочтением к ценностям, в такой мере определенным индивидуализмом, конкуренцией и жаждой прибыли, что это создает побудительные стимулы к преступлениям». По мнению германского криминолога Г. Кайзера, хозяйственные преступления в этой стране совершаются лицами, которые «не видят ценностей вне материальной сферы», и ими движет «неконтролируемая жадность к материальному приобретению». Заметим, что в США и западно-европейских странах весьма высок уровень имущественной преступности. Жажда наживы, приобретательства неотъемлема от этого вида преступности.
Корыстная ориентация, разумеется, не единственная разновидность ценностных ориентаций преступника.
Насильственная (агрессивная) ориентация личности, частично уже рассмотренная выше, характеризуется такими стереотипами поведения, которые включают насилие как привычное средство достижения цели, допускают неспровоцированные агрессивные реакции на поведение другого лица.
Этой ориентации свойственны безразличие к человеческой жизни, жестокость, пренебрежение нормами поведения.
Рост конфликтов в быту, семье, на производстве, ожесточение нравов ведут к тому, что криминальное насилие превращается в обыденный, привычный способ разрешения межличностных конфликтов для значительных слоев и групп населения. «Война всех против всех», которую в советское время считали яркой характеристикой капиталистического общества, постепенно завоевывает и постсоветское пространство, сказываясь прежде всего на ценностных представлениях людей, а в итоге - на росте преступлений агрессивного характера.
Есть еще социально-пассивная ценностная ориентация. Она связана с уклонением от участия в политических мероприятиях, социальных делах, где надо производить выбор, либо которые чреваты конфликтами; понятно, что в зависимости от содержания этих отношений такая ориентация может быть полезной или вредной с нравственной и правовой точек зрения. Полезной - если человек уклоняется от участия в преступлении, вредной - если он пассивен в борьбе со злом.
|