Воскресенье, 24.11.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Выбор цели

Цель - одна из важнейших характеристик человеческого поступка. «Если посмотреть внимательно, - писал известный немецкий психолог А. Адлер, - то обнаружится следующая закономерность, пронизывающая проявление любого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели». Это в полной мере относится и к противоправному поведению.

Под целью совершения преступления обычно понимается тот результат, к которому стремится преступник. Надо заметить, что это определение несколько расплывчато и потому неточно. Дело в том, что в действительности преступник стремится не к одному, а нескольким результатам; цели поведения, в том числе и преступного, обычно представляют собой иерархическую структуру, так называемое «дерево целей», где от главного «ствола» отходят все более ветвящиеся побеги, представляя собой основные, промежуточные, дополнительные и побочные цели. При этом каждое звено этой сложной преступной деятельности в отношении предыдущего звена является целью, а в отношении последующего - средством.

Если исходить из представлений о существовании, хотя бы у некоторых лиц, неких «стратегических» жизненных планов, то реализация этих планов и есть, в конечном счете, та главная цель деятельности, которой подчинены все остальные. Но это, как упоминалось выше, еще не есть цель преступления, тем более, что жизненные планы могут быть реализованы (и большей частью реализуются) непреступным путем. С формированием же мотивов преступления возникает более близкая и более конкретная цель.

Является ли эта цель преступной? Этот вопрос требует детализированного ответа. Дело заключается в том, что мотив, даже социально неодобряемый (например, месть) может быть удовлетворен достижением самых разных целей: можно унизить потерпевшего, обидеть, избить его, даже убить. Цель может быть связана с правомерными, нейтральными или противоправными поступками. Как показали криминологические исследования лиц, совершивших умышленные убийства и разбои, далеко не все из этих опасных преступников сразу остановились на осуществленном ими затем варианте поведения. Таких соответственно было только 37,3 % и 23,3 %, причем 8,2 % умышленных убийц обдумывали до своего преступления и правомерные варианты действий.

С юридической же точки зрения выбор цели, какой бы она ни была, преступлением не является, ибо одна цель не образует состава преступления. Нельзя утверждать, что человек, избравший цель, даже связанную с совершением преступления, непременно его совершит. Поэтому выражение «преступная цель» более точно было бы употреблять применительно к уже совершенному преступлению.

Рассмотрим более подробно систему целей, избираемых преступником в процессе планирования своего поведения. С известной долей условности можно выделить несколько видов целей, входящих в процесс планирования и подготовки преступления:

а)  Основная цель - та, которая достигается выполнением состава умышленного преступления. Например, это завладение деньгами при ограблении банка; лишение жизни потерпевшего при убийстве; унижение достоинства соперника при оскорблении и т. д. Именно эта цель имеет юридическое значение, поскольку непосредственно связана с нарушением закона. На ее достижение прежде всего и направлено поведение субъекта во время как планирования преступления, так и его исполнения.

Некто Ю. требовал деньги со своей знакомой Р., склонял ее к сожительству, распространял о ней различные слухи и возражал против ее свадьбы с К. После некоторых размышлений и совета с подругой Р. поставила цель его убить.

Через несколько дней Р. пригласила его домой, обещая познакомить с подругой. Когда Ю. пришел в квартиру, где уже находились Р. и ее подруга, женщины предложили сделать ему инъекцию легкого наркотика, но на самом деле вкололи отравляющее вещество, после чего он потерял сознание и упал на пол. Р. взяла кухонный нож и нанесла им удары в шею; из-за сильного кровотечения Ю. тут же скончался.

Убедившись, что Ю. мертв, женщины связали его электропроводом и положили в мешок. Вытащив труп на улицу, положили его на санки, отвезли в расположенный поблизости песчаный карьер и засыпали снегом. Цель Р. была достигнута.

В данном случае достижение цели означает в то же время и удовлетворение мотива преступления, хотя это бывает не всегда. Как мы увидим дальше, мотив иногда удовлетворяется событиями, происходящими уже после преступления, а в других случаях он вообще может сохраняться продолжительное время и вызывать новые преступления (такова, например, корысть).

б)  Промежуточные цели, достижение которых предшествует основной цели и способствует ее приближению. Здесь может сложиться, в зависимости от ситуации и планов преступника, весьма длинная и сложная цепочка целей и средств их реализации, которая обеспечивает движение к осуществлению основного замысла. Например, при подготовке ограбления банка нужно найти соучастников; достать необходимые инструменты; произвести разведку местности; наконец, обеспечить заблаговременное укрытие. Все эти операции предполагают постановку и движение ряда конкретных целей, без чего нельзя решить главную задачу.

в)  Дополнительные, побочные, а также последующие цели. Они во времени совпадают с основной целью или достигаются уже после нее. Часто они связаны с полимотивацией преступления (наличие нескольких мотивов), иногда с особенностями личности преступника или ситуации. Так, главарь банды, убивая провинившегося подчиненного, стремится не только избавиться от «предателя», но и запугать других членов банды, а иногда и укрепить в своих глазах чувство собственного превосходства. Дополнительные цели возникают также при необходимости сбыть похищенное, скрыть следы преступления, обеспечить себе безопасность и во многих других случаях.

В Мурманской области было совершено такое преступление. Собутыльники Б. и Г. распивали самогон, а потом стали бороться. Во время борьбы Г. случайно нанес ножом своему приятелю легкие телесные повреждения. Испугавшись, он перевязал ему рану на шее, стал просить не обращаться за медицинской помощью и налил ему еще самогона. Б. согласился никуда не обращаться и выпил, но вскоре между ним и Г. вновь возникла борьба, перешедшая в драку. При этом Г. взял нож и нанес им Б. удар в спину, а затем схватил за повязку на шее и стал ее перекручивать, сдавливая шею Б., пока тот не потерял сознание и скончался.

Убедившись в том, что Б. мертв, Г. решил скрыть труп. Появляется новая цель. Он расчленил топором труп на части, сложил их в пакеты и спортивную сумку и за четыре раза вынес в лес около дома, где замаскировал их ветками.

Не удовольствовавшись сделанным, Г. на следующее утро сходил в магазин, купил сухое горючее (спирт), вернулся в лес и поджег части трупа. Теперь он решил скрыться. Взял дома деньги и документы, ушел пешком на станцию и поездом уехал из Мурманской в Тамбовскую область, где и был задержан. Уголовная статистика сегодняшнего дня позволяет судить о том, какие цели преследуются большинством преступников. Эти цели своеобразно отражают социальную обстановку в стране. На первом месте, судя по содержанию уголовных дел, находятся цели материального характера.

Эти цели достигаются в основном путем совершения корыстных преступлений (в 1997 году они составили свыше 70 % от всего массива преступлений), но не только; здесь и преступления в сфере экономической деятельности и должностные, и преступления против личности.

На втором месте стоит цель сохранения или повышения своего статуса в сфере межличностных, а иногда и служебных отношений. Она достигается главным образом различного рода агрессивными, насильственными действиями (преступления против личности, против общественного порядка, преступления в сфере экономики, должностные преступления). Хотя цифры здесь меньше, но преступления весьма опасны, так как посягают на жизнь и здоровье людей.

Далее в перечне преступных целей можно назвать сексуальные притязания; стремление к алкоголю и наркотикам. Они осуществляются при совершении преступлений против личности и имущества.

В ряде случаев совершение преступления есть для преступника «самоцель». Это происходит в случаях замещения цели, не достигаемой рациональными средствами; при бессознательной мотивации, аффекте и др. Приведенный выше пример с пастухом Ш., решившим устроить бессмысленное по существу крушение поезда, служит иллюстрацией сказанного.

Основная цель, как отмечено выше, часто достигается с помощью промежуточных. Психологическая литература обращает внимание на то, что, хотя промежуточных целей и путей, ведущих к основной цели, обычно довольно много, все же их сравнительная ценность не одинакова. Она определяется по крайней мере тремя обстоятельствами: а) степенью сложности реализации промежуточной цели; б) мерой необходимых усилий для ее достижения; в) размером грозящей опасности. Поскольку мы говорим о постановке промежуточных целей применительно к преступному поведению, надо заметить, что далеко не все преступники взвешивают и учитывают упомянутые факторы; большинство правонарушителей (исключая организованную преступность) вообще не задумывается о подыскании наиболее эффективного пути достижения основной цели, а действует «напролом» и наугад, что приводит либо к срыву намеченного плана, либо к их скорому разоблачению.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 271 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%