Все, о чем только что говорилось: мотивация преступления, выбор цели, объекта, средств, принятие решений, - это лишь подготовка к преступлению. А теперь наступил момент его совершения.
Как уже упоминалось, далеко не каждый человек, имеющий антисоциальные побуждения, действительно совершит преступление. Вполне возможно, что он вовремя одумается и избежит беды. Поэтому совершение преступления - не фатальное событие, которое предначертано судьбой, а лишь возможный, вероятный акт.
Степень этой вероятности зависит от многих условий. И они тесно связаны как раз с теми подготовительными этапами, которые мы уже рассмотрели. Можно даже вывести следующую закономерность: вероятность преступления тем выше, чем:
сильнее мотивация к нему;
сильнее ущемлены жизненные интересы субъекта;
меньше законных возможностей достижения цели;
более искажена система ценностных ориентаций личности;
ниже уровень правосознания личности;
неустойчивее личностная система принятия решений.
При прочих равных условиях человек, находящийся в «группе риска», ближе стоит к совершению преступления, чем иные люди. И это должно всегда учитываться в работе правоохранительных органов, администрации, общественных организаций.
Действия во время совершения преступления слишком разнообразны, чтобы подробно описывать в этой книге. Достаточно сказать, что в Уголовном кодексе значится свыше 200 преступлений, которые очень непохожи, несводимы к одной схеме. Это и убийство, и клевета, и кража, и терроризм, и незаконный переход границы, и подделка документов, и многое, многое другое.., Столь же разнообразны время совершения преступлений и число их участников. Если говорить о продолжительности преступления во времени, то она может исчисляться секундами (выстрел в жертву при убийстве) или продолжаться годами (преступление против человечества - вторая мировая война). И число участников нередко бывает значительным. Вспомним, например, религиозные секты, совершившие преступления против ни в чем не повинных людей (Аум Синрике в Японии). А может быть и преступник-одиночка... Но у него есть еще и окружение, о котором тоже надо поговорить.
Преступник действует не в пустоте, а в этом окружении. Раньше я описывал преступника как отдельную личность и все его действия были действиями одиночки. Но на самом деле есть по крайней мере четыре группы людей, с которыми он обычно или часто взаимодействует.
Первая группа - это соучастники преступления: организаторы, подстрекатели, пособники. Как говорит статистика, в соучастии совершается около половины всех преступлений, а если взять несовершеннолетних, то эта цифра поднимается до 70 %.
Соучастники усиливают возможности исполнителя, делают более безопасными его акции, помогают скрыться самому и реализовать похищенное. Преступления, совершенные в соучастии, являются поэтому гораздо более опасными.
Иногда без помощи соучастника совершить преступление трудно или даже невозможно. Некто С. задумал ограбить богатую квартиру, но не знал подходящего адреса. Из разговора со своей знакомой К. он узнал, что предприниматель Г., с которым эта женщина была в близких отношениях, хранит дома не менее ста миллионов рублей (1996 год) для приобретения новой квартиры. Через несколько дней С. договорился с М. и Ш. о совместных действиях. Они взяли веревку, гаечный ключ и ракетницу, подошли вместе с К. к квартире Г., затем К. позвонила в дверь и убежала. Преступники ворвались в квартиру и нанесли Г. не менее десяти ударов по голове. Денег они не нашли. Тогда С. взял на кухне нож и нанес Г. еще восемь ранений, от которых он скончался. В этом деле условия для разбойного нападения были в значительной степени созданы К., сыгравшей роль наводчицы и пособницы основным преступникам.
Развитие организованной преступности заметно повысило общественную опасность многих видов преступлений и затруднило их пресечение и разоблачение. В системе организованной преступности возможности исполнителя еще более повышаются, осуществление намеченного плана становится более надежным, а опасность для потерпевшего многократно возрастает. Достаточно указать на особую опасность «заказных убийств», уровень раскрываемости которых не достигает и 10 %.
К групповым факторам, имеющим криминологическое значение, относятся: состав группы (наличие в ней лиц, привлекающихся к уголовной ответственности, несовершеннолетних и др.), личностные характеристики ее членов (взгляды, интересы, ценностные ориентации и т.п.), цель группы, наличие лидера и его авторитет, отношения между членами группы, нормы поведения, принятые в данной группе, размер группы, уровень ее сплоченности, время существования группы, прошлый опыт совместной деятельности, методы воздействия членов группы друг на друга и т.п. Все это влияет на деятельность группы и степень ее опасности.
Достаточно ярко роль названных факторов проявляется при совершении групповых насильственных действий, хулиганств и разбоев, когда группа втягивает отдельное лицо в уже начавшееся преступное поведение. Здесь совместные действия являются типичным случаем тесного взаимодействия, при котором настроение и поступки одних лиц влияют на поведение других. У участников уменьшается страх перед возможными последствиями, каждый из них, рассчитывая на помощь другого, действует более уверенно и решительно, что повышает интенсивность и общественную опасность действий всех преступников.
Далее надо сказать о такой форме взаимодействия, получающей распространение в последнее время, как использование человека «втемную», т.е. без посвящения в преступные планы. Это случаи привлечения преступниками посторонних, случайных лиц для перевозки наркотиков, контрабанды, размена фальшивых денег, совершения незаконных банковских операций и др. В советское время на предприятиях «теневой экономики» (подпольные цеха) трудились многие рядовые рабочие, не знавшие о незаконности этой деятельности. И сейчас в составе фирм, контролируемых преступными сообществами, есть немало сотрудников, не подозревающих криминального существа дела. Большинство преступлений в экономической области совершается группами людей, в составе которых есть лишь несколько человек, представляющих себе подлинный смысл и размеры совершаемых операций и извлекающих из них основной преступный доход. Отсюда нетрудно сделать вывод, что преступные планы вполне могли бы быть разрушены силами самих производственных (банковских, управленческих и т.п.) коллективов - конечно, при наличии соответствующих условий: гласность, демократический контроль за принятием управленческих решений, регулярная отчетность руководителей и т.п. К сожалению, в ходе разрушения тоталитарного режима все эти методы демократического самоуправления трудящихся были ликвидированы и восстанавливаются сейчас лишь кое-где и притом с большим трудом. Взаимодействие преступника с иными лицами - не преступниками имеет место и в деяниях, совершаемых по неосторожности. Ведь ситуация, в которой была допущена неосторожность, часто создается по вине потерпевшего или иных лиц; особенно это касается автомобильного транспорта. Взаимодействие нескольких участников авиационных происшествий в процессе аварии или катастрофы (пилот, штурман, авиадиспетчер) является почти правилом, так как полет самолета всегда контролируется многими людьми. Существенное криминологическое значение имеет взаимодействие преступника со своим ближайшим окружением, хотя бы и не участвующим в преступной деятельности. Это семья, друзья, соседи, сослуживцы.
Ближайшее окружение часто использует результаты преступной деятельности. Это прямо относится к экономической преступности; воры и мошенники «обеспечивают» семью и потомков: возводят особняки, покупают недвижимость за границей; члены их семей отдыхают на зарубежных курортах. Не знать о том, что доходы добыты нечестным путем, они не могут; следовательно, сфера преступной «морали» расширяется, захватывая психологию детей и внуков, родственников и приятелей. Происходит дальнейшая криминализация общества.
Взаимодействие с ближайшим окружением в принципе может, разумеется, иметь и противоположную направленность: позитивное воздействие на преступника, перевоспитание его. Но эта теоретическая идея, к сожалению, не находит подтверждений на практике. И это не удивительно, потому что преступник избирает себе большей частью такое окружение, которое соответствует его образу жизни, не мешает ему, а помогает.
Содействие преступнику со стороны окружения часто выражается в укрывательстве его, сокрытии похищенного имущества, даче ложных показаний на предварительном следствии и в суде, и т. д. Иначе говоря, тесные связи с ближайшим окружением, разделяющим позиции преступника, весьма выгодны ему во многих отношениях.
Расширение и, пожалуй, размывание границ между преступниками и окружающими их людьми ведет к криминализации все более широких групп и слоев населения. Этому содействует и общественная атмосфера терпимости к преступным действиям.
Наконец, еще одна группа людей, с которыми взаимодействуют преступники, - это потерпевшие. Только взаимодействие здесь особое: потерпевший - это жертва преступника, лицо, пострадавшее от него.
|