Преступность распределена по стране неравномерно. Основная часть преступлений совершается в городах (около 70 %). Это понятно: человек в городе подвержен гораздо большему числу соблазнов, чем в деревне; он анонимен - не так, как в селе, где каждый на виду. К тому же надо учесть, что значительная часть горожан сама состоит из бывших сельских жителей, которые весьма уязвимы в новой обстановке для вредных влияний. Не случайно половина горожан, осужденных за грабежи и разбойные нападения, -это уроженцы сельской местности.
За последние годы городская преступность все больше становится проблемой республиканских, областных, краевых центров. В особенности это характерно для организованной преступности. Но растет и преступность на селе. Так, в 1991 году она выросла на 29 % по сравнению с 1986 годом, в 1992 году - на 66 %, в 1993 году - на 88 %. К тому же латентность сельской преступности выше, чем городской. Сколько, например, там случается драк, никто не знает. Г ород и село сближаются по уровню преступности, чему вряд ли можно радоваться.
Теперь рассмотрим распределение преступности по территории страны. Люди, не имеющие отношения к юридическим вопросам, большей частью считают, что преступность выше в центральной, европейской части России. Но это не так. Если сравнить субъектов Федерации по коэффициентам преступности, получится, что на севере и востоке страны дело обстоит значительно хуже, чем в центре и на западе. Самые низкие коэффициенты (до 1000 преступлений на 100 000 жителей) - на Северном Кавказе, в Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Московской, Мурманской, Орловской, Пензенской, Самарской, Тамбовской областях. Правда, что касается Северного Кавказа, то показатели вызывают сомнение из-за возможной высокой латентности в этой местности.
А на другом полюсе (коэффициент 2000 и выше) - республики Карелия, Коми, Мордовская, Марий Эл, Тыва, Удмуртия, Хакасия, а также Алтайский и Хабаровский края, Архангельская, Магаданская, Новосибирская, Свердловская, Сахалинская, Тюменская и некоторые другие области.
Такое распределение нельзя считать случайным. Условия жизни на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке тяжелее, чем в Европе. Да и состав населения там более сложный: многие ехали на промышленные стройки востока, в необжитые леса и не сумели вполне приспособиться к местной жизни; есть и немало людей, осевших в Сибири после отбытия наказания. К тому же, к сожалению, во всех этих регионах сильно развито пьянство.
А как обстоит дело в республиках СНГ - бывших частях Советского Союза? Приведу список этих стран по возрастающему коэффициенту преступности (данные 1995 года): Таджикистан (коэффициент 249), Азербайджан, Армения, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Молдова, Украина, Беларусь (коэффициент 1275). Данных по Грузии нет. Как видно, Россия «лидирует», ее коэффициент выше. Но опять не забудем о латентности, которую трудно подсчитать.
Общий обзор состояния, динамики и географии преступности дает представление о проблеме в целом, но, пожалуй, недостаточно конкретное. Как уже говорилось, преступления разнообразны: это и терроризм, и кража, и взяточничество, и многое другое. Поэтому, чтобы более ясно представить себе положение с преступностью в нашей стране, необходимо остановиться на основных ее частях: политической, корыстной, насильственной, организованной, неосторожной преступности.
|