После столь опасных видов преступлений обратимся к другому явлению на широком поле уголовно наказуемых действий: к преступлениям, совершаемым по неосторожности. Они менее опасны, хотя могут принести те же человеческие жертвы, причинить имущественный ущерб.
Сельский житель Т. охотился в лесу недалеко от своей деревни. В сумерках он увидел движущуюся тень и услышал хруст валежника. Решив, что напал на медведя, Т. выстрелил из охотничьего ружья, заряженного картечью. Когда подбежал, оказалось, что он тяжело ранил не медведя, а деревенского парнишку, собиравшего грибы.
Это преступление не было умышленным; Т. не сознавал, что стрелял в человека, хотя мог бы и должен был предвидеть, что такая ситуация может случиться. Он был осужден к трем годам ограничения свободы.
Это преступление можно назвать бытовой неосторожностью; подобных дел ежегодно насчитывается около четырех тысяч. В связи с развитием техники гораздо больше неосторожных преступлений в промышленности (строительные, взрывные, горные работы, производственный травматизм), на железнодорожном и особенно - автомобильном транспорте. Число автопроисшествий, повлекших человеческие жертвы, составляет 60-70 тысяч в год. Считается, что возможность погибнуть от автомобильной аварии в России в 50 раз выше, чем в Западной Европе.
В целом преступления, совершаемые по неосторожности, составляют примерно 2-3 % от всей преступности (в 1997 году около 60 тысяч).
«Механизм» неосторожного преступления отличается от того, что мы рассмотрели во второй главе применительно к умышленным преступлениям. Если здесь и есть этап мотивации, то она направлена не на достижение преступного результата, а к законным целям: быстрее доставить груз; вовремя прибыть на очередную железнодорожную станцию; удачно поохотиться и т. д. Следовательно, это мотивы не преступлений, а общественно полезных или нейтральных действий. Нет тут и планирования преступления; происходит же оно от того, что во время исполнения задуманного субъект допускает ошибку, проявляет преступное легкомыслие либо небрежность и получает результат, неожиданный как для него, так и для потерпевших.
Таким образом, неосторожное преступление случается на пересечении двух линий развития событий: действий безответственной личности и, как правило, сложной ситуации, в которой эта личность оказалась. Рассмотрим немного подробнее этот вопрос.
Сначала о личности. Общая черта неосторожных преступников: легкомыслие, неадекватное восприятие ситуации, плохое предвидение последствий своего поведения. У некоторых - излишняя самоуверенность, пониженное ощущение опасности, недостаточная забота об окружающих людях.
Вот данные о психологических причинах аварий и катастроф, совершенных тихоокеанскими судоводителями, на которые они указали при опросе:
- усталость, напряжение (59 % опрошенных);
- нелюбовь к профессии (18 %);
- недостаток опыта (12 %);
- плохие условия работы и отдыха (12 %);
- низкая дисциплина на судне, пьянство (12 %);
- слабая физическая и психологическая подготовка (11 %);
- неуверенность в себе (10 %);
- ненормальные отношения в экипаже (5 %).
Как видно, речь идет не только о личных психофизиологических качествах командиров и членов экипажа, но и о некоторых общественных факторах, затрудняющих правильные действия в сложной обстановке вождения корабля, в частности, о неблагоприятных условиях работы и отдыха.
А теперь о самой ситуации, т.е. об объективном стечении обстоятельств, в которых действует человек, совершающий преступление по неосторожности. Эти обстоятельства разнообразны; подчас они могут грозить развязыванием опасных сил природы, как это происходит при обвалах, землетрясениях, наводнениях и т.д. Далее, трудная ситуация зачастую мешает управлению источником повышенной опасности; это особенно характерно при вождении автомашин. Ситуация может ввести человека в заблуждение или отвлечь его внимание (так обстояло дело с охотником Т.). Наконец, в промышленности экстремальная ситуация может неожиданно изменить течение производственного процесса и вызвать аварию. Так случилось на Чернобыльской АЭС, когда растерявшиеся работники станции не нашли верного решения и допустили катастрофу, ни с чем не сравнимую по своим тяжелейшим и долговременным последствиям.
Если сравнить «удельный вес» в неосторожном преступлении давления ситуации и «вклада личности», то, по статистике, оказывается, что личность преобладает в 26 % уголовных дел, ситуация - в 51 %; равновесие того и другого имеет место в 23 % дел. Во всех случаях имеет место взаимодействие ситуации и личности, что всегда требует сугубой внимательности, осторожности, ответственности за свое поведение и его последствия.
Анализируя это взаимодействие, дальневосточные юристы суммировали причины ошибок тихоокеанских судоводителей, приведших к авариям и катастрофам, и установили, что в 41 % дел имела место неверная оценка аварийной ситуации из-за неточной информации, полученной капитаном; в 40 % дефекты осознания сложившейся обстановки произошли по его собственной вине, в 26 % было плохое предвидение последствий, в 15 % — изъяны при исполнении принятого решения.
Напомню читателю, что именно по таким причинам в 1986 году произошла трагедия на Черном море. Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся возле Новороссийска с сухогрузом и затонул, унеся с собой жизни более 300 пассажиров. Действия обоих капитанов были дефектны: корабли сближались медленно, но их командиры сразу не осознали опасность сложившейся обстановки и поздно приняли решения разойтись, что закономерно привело к трагическому исходу.
Говоря о причинах неосторожных преступлений, нельзя не упомянуть еще о двух группах обстоятельств. Первая - это организационные и правовые факторы: отсутствие или нечеткость предписаний по технике безопасности, плохой инструктаж персонала и слабый контроль за его действиями, неправильное распределение обязанностей, а также безответственность за «мелкие» нарушения правил. Достаточно указать, что почти половина водителей автомашин, допустивших аварии, уже раньше подвергались административным взысканиям.
Вторая группа - технические причины: низкое качество техники (следует напомнить, что 14 % автопроисшествий происходит из-за плохих дорог); запоздалый и некачественный ремонт; отсутствие современных автоматических устройств и приспособлений. Все это усложняет работу человека в экстремальных условиях и обрекает его на неожиданные ситуации, чреватые авариями и катастрофами.
Профилактика неосторожных преступлений в промышленности, на железнодорожном, воздушном, водном транспорте предполагает действия в трех главных направлениях: повышение уровня подготовки специалистов; осуществление мер по контролю за безопасностью персонала и пассажиров; совершенствование техники. Нужны долгосрочные программы ее обновления, необходимо вложение немалых финансовых средств. И еще немаловажное обстоятельство - повышение уровня общей и технической культуры, воспитание чувства ответственности за жизнь и здоровье окружающих людей.
|