Современная стратегия и тактика борьбы с преступностью складывались исторически, в течение долгого времени. Первичные формы преодоления преступности носили индивидуальный, неорганизованный характер: на разбой люди отвечали разбоем, на угон в рабство - нападением на соседние племена. Постепенно государи и государства стали брать на себя функцию защиты граждан от преступного посягательства, но и тогда эта функция выражалась вначале лишь в поимке преступника («вора», «обидчика»), а расправу с ним чинили потерпевший или его родные и близкие. Да и расправа была ограничена выкупом, телесными наказаниями или смертью.
Современные представления о стратегии борьбы с преступностью имеют достаточно развитой характер. Эта борьба ведется государством, имеющим в своем распоряжении профессионально организованную систему правоохранительных органов, а также общественностью, оказывающей содействие в этой борьбе. Правоохранительная система дифференцирована с учетом стоящих перед ней задач (органы розыска преступников, проведения предварительного расследования, суд, органы исполнения наказания и др.). Ее деятельность в значительной степени базируется на научных исследованиях, в том числе и в области криминологии. Расходы на борьбу с преступностью составляют значительную часть государственных бюджетов. Развивается международное сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью; многие из них регулярно обсуждаются и координируются Организацией Объединенных Наций.
Стратегия борьбы с преступностью всегда основывалась на представлениях о природе преступности и ее причинах, которые свойственны данному обществу. Если причины преступности сводить к личности обвиняемого и темным силам, которые им овладели (а так себе и представляли положение вещей в средневековье), то, естественно, борьба будет направлена только против злой воли такой «греховной» личности. Когда же природа преступности стала пониматься шире, на основе представлений о взаимодействии человека и общества, то и стратегия этой борьбы существенно изменилась: она стала многоцелевой. Борьба с преступностью в демократическом обществе не может происходить в отрыве от гуманистических принципов такого общества, не учитывать уровня культуры народа, его исторических традиций и представлений о справедливости и истине.
Если в современных условиях попытаться сформулировать основные положения стратегии борьбы с преступностью, то можно сказать следующее. Во-первых, борьба с преступностью должна рассматриваться как комплексная задача. Это означает, прежде всего, что такую борьбу следует вести не против одной какой-либо стороны данного явления (например, против преступника), но иметь в виду, по возможности, все стороны. Иными словами, адресатами действий, направленных против преступности, должны быть: сам преступник, его окружение, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также функционирование правоохранительной системы. Комплексный подход также означает, что борьба с преступностью должна вестись одновременно на всех возможных уровнях: транснациональном, уровне страны, региона, города (села), микросреды, индивида.
Во-вторых, борьба с преступностью должна иметь последовательный, желательно плановый характер. Отдельные «наскоки» на преступность - различного рода кампании, как показала практика, не приносят должного результата. Поэтому в принципе полезно иметь долговременные программы, нацеленные, как сказано выше, на различные элементы преступности и правоохранительной деятельности, осуществляемые государственными органами и общественными организациями.
В-третьих, борьба с преступностью не может иметь своей целью ее «окончательную ликвидацию», как в свое время это провозглашалось КПСС, но должна быть ориентирована на стабилизацию и снижение ее уровня - как по видам преступлений, так и в географическом (региональном) разрезе. Цель этой борьбы - контроль за состоянием, структурой и динамикой преступности, минимизация всех ее показателей, т.е. сведение к относительно невысокому уровню.
Наконец, в-четвертых, борьба с преступностью должна происходить в строгих рамках законности. Хотя преступность не знает этических и правовых границ, не считается с человеческими чувствами, государство и его правоохранительная система не могут и не должны подражать бандитам и убийцам; их действия против преступности основываются на Конституции и законах, связаны ими и тем самым направлены на поддержание конституционного порядка и прав граждан.
При соблюдении этих требований борьба с преступностью приобретает цивилизованный характер и становится более эффективной. Это часть общегосударственной политики и, как таковая, она должна находиться под постоянным контролем демократической общественности.
Конкретизируя основные направления рассматриваемой стратегии, мы можем выделить следующие методы и формы борьбы с преступностью, применяемые в современных государствах:
наказание преступника;
пресечение преступления;
индивидуальное предупреждение преступлений;
устранение условий, способствующих совершению преступлений;
ликвидация общих причин преступности.
|