Воскресенье, 24.11.2024, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 53
Гостей: 53
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Общие меры предупреждения преступности

Мы рассмотрели такие меры профилактики, которые называются специальными. Они имеют своей целью непосредственное воздействие на лиц, склонных к правонарушениям, или на ситуацию, которая им способствует. Но из всего предыдущего изложения видно, что более глубокие причины преступности лежат не в сфере планировки двора или устройства уличного освещения, а в области экономики, политики, социальной и духовной жизни общества. Меры, которые направлены на оптимизацию всей жизни народа, именуются общими мерами предупреждения преступности. К ним мы теперь и перейдем.

Прежде всего надо заметить, что общие меры не имеют своей прямой задачей воздействие на преступность и преступников. Их цель - улучшение жизни населения во всех названных областях. Но преступность, как известно, - это «оборотная сторона медали»; там, где есть бедность и богатство, есть и порок, и несчастье. Борясь за улучшение жизни людей, мы устраняем коренные причины правонарушений, лишаем криминальную деятельность ее основы, уменьшаем контингент людей, готовых совершить свое первое преступление, понижаем и цифру рецидива.

Общие меры предупреждения преступности проводятся в стране в целом, в регионе, в отрасли хозяйства, на отдельном предприятии. Они имеют социально-экономический, политический, правовой, культурный характер. Эти меры влияют на самые начальные, исходные элементы механизма преступного поведения: потребности, интересы, мотивы поведения людей, они воздействуют на формирование личности и на общественную психологию населения.

Остановимся прежде всего на социально-экономических мерах. Мы уже видели, что кризисное состояние российской экономики самым губительным образом сказывается на состоянии правопорядка в стране. Поэтому основным и главным направлением оздоровления криминогенной обстановки является, конечно, преодоление экономического кризиса.

В числе мер, направленных к этой цели, надо назвать проведение социальных реформ, которые улучшили бы положение наиболее нуждающихся слоев населения. Надо не на словах, а на деле обеспечить выравнивание имеющегося разрыва в доходах богатой и бедной частей населения - разрыва, достигающего, как известно, 12-14-кратной величины. Не меньшее значение имеет снижение показателей безработицы в стране.

Социальные программы, нацеленные на поддержку малоимущих, пенсионеров, женщин, детей, молодежи, должны иметь приоритетное значение в обществе, которое, как можно судить по высказываниям наших политических деятелей, ставит во главу угла заботу о человеке. Понятно, что если путем реализации таких программ общество сможет хоть в какой-то части уменьшить число нуждающихся, оно тем самым снизит и количество правонарушителей, совершающих корыстные преступления из-за недостатка средств к существованию, число брошенных детей, число алкоголиков и лиц без определенного места жительства.

Я уж не говорю о том, что первоочередной мерой должна быть ликвидация недопустимого положения с регулярной невыплатой заработной платы многим категориям трудящихся. Ведь это прямая дорога либо к нищенству, либо к воровству, которое сильно возросло в тех слоях населения, где раньше почти не встречалось (так называемые бюджетники).

В области экономики требуется также решительное наведение порядка в финансовой, налоговой, кредитной, внешнеэкономической, таможенной политике. Только что я упоминал о бедных людях, но вспомним о том, что большое число преступлений совершают и богатые. А главное - их преступления несравнимы по масштабам, по размерам полученной прибыли и, соответственно, по объему ущерба, причиненного обществу. Преступления богатых людей вырастают из экономического хаоса, который принес с собой переходный период, из бесконтрольности финансовых сделок и безнаказанности всякого рода махинаций. Г осударство ослабило или вовсе отменило контроль за многими экономическими процессами, исходя из ложного представления о том, будто бы свободный рынок сам собой все урегулирует. В результате мы посеяли анархию в сферах производства и распределения, которая на руку преступникам и больно бьет по благосостоянию честных граждан.

В сфере экономики необходимо умело сочетать свободу предпринимательства с государственным контролем за хозяйственной и особенно финансовой деятельностью. Как неоднократно отмечалось в печати, государство должно установить экономические «правила игры», не менять их от случая к случаю и не делать исключений для тех или иных лиц или организаций. Одна из центральных задач государства - поддержка честного бизнеса. Надо добиться такого положения, при котором честная предпринимательская деятельность будет более выгодна экономически и более безопасна физически, чем любое преступное занятие. А это положение может быть достигнуто только или главным образом экономическими средствами, в том числе разумным налогообложением.

В государственно-политической сфере общепрофилактические меры состоят главным образом в укреплении государственной власти в масштабах всей страны. Речь при этом идет об укреплении власти не авторитарным, диктаторским, а демократическим путем. Сильная государственная власть под контролем общественности в состоянии поставить надежные барьеры на пути преступности - экономические, политические, административные. Конкретизируя эту мысль, можно указать на следующие направления укрепления российской государственности:

а)  оптимальное решение федеративных, межрегиональных и межнациональных проблем. Все еще фактически не ликвидирована так называемая «война законов», при которой некоторые региональные лидеры игнорируют законодательство Федерации, издают свои акты, с ним расходящиеся и противоречащие Конституции. Необходимо упорядочить отношения центра и мест, сильно подорванные «парадом суверенитетов» 90-х годов и особенно чеченской войной. Без стройной системы федеративных отношений и борьба с преступностью в масштабах страны невозможна, потому что преступные «авторитеты» будут продолжать искать и получать опору у местных лидеров, как это и происходит в последнее время в ряде регионов страны;

б)  упорядочение взаимоотношений трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Известно, что в любой стране между учреждениями и должностными лицами самых высоких уровней могут возникать и периодически возникают конфликты и разногласия, но дело заключается в том, что в цивилизованном, демократическом обществе эти конфликты не дезорганизуют государственную деятельность и, как правило, разрешаются спокойным образом, с помощью тех или иных согласительных механизмов и процедур. У нас пока что таких механизмов нет или они слабы. А нарушение взаимодействия властей лишь на руку преступным элементам, рвущимся во власть и использующим любое разногласие для достижения своих целей;

в)  важнейшая мера профилактического характера в масштабе страны - борьба с коррупцией в государственном аппарате. Пока эта задача не будет разрешена, нельзя рассчитывать на серьезный успех в преодолении корыстной и особенно - организованной преступности. Сращивание преступных элементов с чиновничеством - питательная почва для криминализации самых различных сфер жизни и деятельности: экономики, политики, финансов, промышленности, торговли, международных связей. Борьба за чистоту кадров государственного аппарата предполагает создание продуманной системы подготовки, подбора, аттестации и смены государственных служащих, с тем чтобы в этой системе работали не случайные люди, а профессионалы, наделенные чувствами ответственности и долга;

г)  укрепление правоохранительной системы. Известно, что эта система не справляется с теми задачами, которые перед нею поставила жизнь в переходный период: надежная защита прав граждан; эффективная борьба с преступностью; содействие экономической стабилизации и развитию страны. На повестке дня принятие ряда законов, в том числе Налогового кодекса, Уголовно-процессуального и Административного кодексов, а также ряда актов финансового, банковского, пенсионного и других отраслей законодательства. Наряду с этим требуется существенное расширение и улучшение подготовки юридических кадров, а также распространение правовых знаний среди населения. Хотя бы начальная, элементарная юридическая грамотность - это определенная гарантия против произвола чиновников, мошеннических действий жуликов, предпринимателей, против ошибок в решении своих жилищных, семейных, наследственных, трудовых дел. Строя правовое государство, мы должны каждого гражданина сделать юридически защищенным, а для этого неплохо, если и он сам будет знать свои права и обязанности, уметь грамотно отстаивать свои законные интересы.

Общество и культура

Проведения социально-экономических мероприятий и укрепления государственной системы все же недостаточно для того, чтобы добиться снижения преступности. Об этом наглядно свидетельствует иностранный опыт. Возьмем Америку. В Соединенных Штатах достигнут самый высокий экономический уровень жизни. Есть, конечно, и бедные, но их необеспеченность - относительна. И государственная система достаточно прочна; американская полиция вполне эффективно действует против преступности. А уровень преступных проявлений - не снижается, он самый высокий в мире.

В чем же дело? Объяснение станет понятным, если мы обратим внимание на состояние духовной сферы американского общества, его культуры. Ею американцы похвастаться не могут; она заметно отстает от западноевропейской, да, я думаю, во многом и от азиатской.

Вот почему для эффективной борьбы с преступностью общегосударственные меры профилактики крайне необходимы и в духовной сфере. Эта область жизни создает социально-психологический климат в стране, поддерживает и развивает, а при неблагоприятных условиях - разрушает культуру населения. Именно она определяет систему ценностных ориентаций людей, их правовое и нравственное сознание.

Сейчас мы переживаем неблагоприятный период в духовной жизни общества, о чем уже говорилось. Для его преодоления необходимы большие усилия не только самих деятелей культуры, гуманитарной и технической интеллигенции, но и многих государственных органов. Затраты на культуру сейчас минимальны. Театры, клубы, библиотеки, издательства влачат жалкое существование. Очевидно, как и с социальными программами, здесь должны быть выработаны приоритетные меры, направленные на изменение культурной политики к лучшему. От американизированной «массовой культуры» в худшем ее виде необходимо перейти к восстановлению и развитию подлинных художественных и нравственных ценностей.

Средства массовой информации призваны служить обществу, а не обогащать кучку нуворишей, скупающих их «на корню». Нравственным долгом писателей, журналистов, других творческих работников должны быть поддержание и распространение среди населения гуманистических, демократических идей, отстаивание и защита норм морали и права, воспитание молодежи в духе уважения к личности, забота не о своем кармане, а об общем благе. Поддержка науки, культуры и образования возможна только при содействии государства, в том числе путем принятия необходимых для этого законов. Речь идет, например, о восстановлении бесплатного высшего образования. С коммерциализацией образования стали затруднительными для многих юношей и девушек поступление в высшее учебное заведение, устройство на работу, покупка литературы. Необходимо решительно пересмотреть недальновидную политику отказа от бесплатного образования. Надо понять, что, затрудняя духовный и профессиональный рост молодежи, мы лишаем себя будущего.

Россия всегда отличалась глубокой нравственной и интеллектуальной культурой народа, хотя в прошлом и не всегда достаточно грамотного. Сейчас складывается парадоксальная ситуация: на фоне почти сплошной грамотности - падение нравственной культуры. Борьба с этим явлением - долг каждого российского человека, тем более - наделенного властью. А успешность этой борьбы - залог преодоления криминальных наклонностей, средство изменения преступной мотивации и, следовательно, создания более благоприятных условий для очищения страны от этой скверны.

Общие методы профилактики - культурные, экономические, социальные, политические и т.д. осуществляют (должны осуществлять) в первую очередь высшие государственные органы - Президент, Правительство, Федеральное Собрание. Но их реализация возможна и в меньших масштабах, например, в городе, в отрасли хозяйства и даже в отдельной организации. Когда в районе выделяют дотации для матерей-одиночек, снабжают бесплатной одеждой пенсионеров, устраивают обеды для ветеранов войны и труда - Социальные различия в какой-то мере смягчаются, обездоленным людям жить становится несколько легче. У них, их детей и внуков укрепляются вера в порядочных людей, уважение к местной власти. Снижаются и стимулы к противоправному поведению. Политика «малых дел» не должна и не может заменить собой принципиальные, крупномасштабные решения. Но она может дополнить их, сделать профилактику преступности комплексной, многосторонней и поэтому гораздо более эффективной.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%