Моделирование генезиса преступления необходимо начать с выделения наиболее крупных его частей. Ими, на наш взгляд, могут быть названы две: формирование личности; формирование и функционирование механизма совершения преступления. Как уже отмечалось, формирование личности преступника, строго говоря, выходит за рамки криминологии и относится к предмету педагогической и психологической наук. В генезисе же преступления основное место принадлежит механизму преступного поведения. Перейдем к его описанию.
Механизм преступного поведения охватывает не только сам уголовно- наказуемый поступок (преступление), но и его ближайшие (непосредственные) причины. Понятно, что никакой внешний акт совершения сознательного поступка, в том числе и преступления, не происходит спонтанно; он почти всегда подготовлен более или менее длительным периодом возникновения мотивов, планирования деяния и принятия решения о его осуществлении. Ему предшествует ряд этапов психической деятельности субъекта, которые постепенно формируют направленность поступка и его фактическое выполнение. Преступное поведение человека есть процесс, разворачивающийся как в пространстве, так и во времени. Он включает не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые и определяют генезис противоправного поступка. В отечественной криминологической литературе понятие механизма преступного поведения охарактеризовано достаточно подробно. Отмечено, что этот механизм представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов. В самом общем виде он определяется как “переработка личностью воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом”. Как видно, элементы механизма преступного поведения — это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.
Как известно, преступления по своим субъективным свойствам делятся на умышленные и неосторожные. В свою очередь, среди умышленных преступлений выделяются совершенные в состоянии аффекта, предумышленные и другие. Механизм преступного поведения во всех этих случаях имеет свою специфику. Наиболее полно и развернуто он выступает в группе так называемых предумышленных преступлений, т.е. тех, совершение которых созна-
тельно планировалось субъектом еще до наступления ситуации, в которой осуществилось его преступное намерение. В дальнейшем изложении мы рассмотрим именно этот случай и вместе с тем остановимся на специфике других видов преступного поведения.
Механизм предумышленного преступления как наиболее полный включает три основных звена, или блока: 1) мотивацию преступления; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий (рис. 5). Только в третьем блоке мы имеем дело с преступлением, как внешним актом общественно опасного и противоправного поведения.
Рис. 5. Основные блоки механизма преступного поведения
Каждый из трех основных блоков механизма преступного поведения представляет собой сложное образование, включающее разнообразные психические состояния и процессы, влияние внешней среды, принимаемые человеком решения и обратные связи. Эти блоки нуждаются в последовательном и детальном изучении. Анализ показывает, что каждый из них может быть разложен на более мелкие составляющие — элементы, взаимодействие между которыми и образует генезис конкретного преступления.
Заметим, что конструирование (моделирование) этих блоков тесно связано с целями исследования. Если речь идет об исследовании общей психологии личности, то расположение блоков и их наполнение может быть одним, а ес-
ли исследование относится к области криминологии или психиатрии, то — несколько другим. Это не означает, конечно, что специальность исследователя влияет на содержание психических процессов: речь идет лишь о том, что профиль и цель работы определяют приоритеты в выделении и изучении тех или иных сторон личности, ее поведения и внешней среды. Поэтому в соответствующих блоках и элементах механизма поведения выделяются и подчеркиваются лишь определенные обстоятельства, наиболее значимые в данной научной области.
В криминологическом исследовании анализ первого блока — мотивации преступного поведения, начинается с указания на внешние или внутренние побудительные стимулы, которые вызывают необходимость совершения того или иного поступка. Как показывают криминологические исследования, такими стимулами могут служить различные факторы. Это, например, потребности и влечения человека, лежащие в основе всякого — как правомерного, так и противоправного поведения. Далее, ими могут быть жизненные планы субъекта, а также проблемные ситуации, в которых может оказаться субъект и из которых он ищет выход. Наконец, это интересы человека, осознающего свои побуждения.
Потребности, планы, проблемные ситуации и другие факторы, поскольку они осознаются и переживаются субъектом, можно рассматривать как некие совокупности психических состояний и процессов, которые содержат набор определенных значений. Потребность, например, может быть выражена сильнее или слабее, а конфликтная ситуация может быть напряженной в большей или меньшей степени. Потребности, влечения, проблемные ситуации и интересы сопоставляются субъектом с существующими возможностями для их удовлетворения.
Мотивационный блок завершается системой ценностных ориентаций личности, на основе которых завершается формирование мотива преступного поведения.
Важно подчеркнуть, что все внутренние и внешние обстоятельства, мотивирующие преступное поведение, перерабатываются в сознании (и подсознании) личности, взаимодействуя с такими элементами, как стереотипы принятия решения, привычки, отношение и оценки окружающих людей и др. Хотя мотивация поступка субъективна, она не может не испытывать влияния объективных факторов.
Следующий блок — планирование конкретного поступка. Оно начинается с определения субъектом его целей, предполагает выбор им объектов своей деятельности, а также средств достижения намеченной цели. При этом вновь желаемое сопоставляется с возможным — реальной действительностью; прогнозируются (хорошо или плохо) последствия поступка. На данной стадии субъект принимает решения о готовящемся преступлении — крупные, кардинальные, или более мелкие, частные.
Понятно, что определение субъектом своих возможностей, принятие решений о целях деятельности и средствах их достижения влияют в порядке обратных связей на другие элементы, в частности, на интересы человека. Тем более существенное обратное воздействие оказывает на всю психическую сторону поведения исполнение поступка.
Обращаясь к этому последнему блоку механизма преступного поведения, отметим, что он, в свою очередь, образован из нескольких элементов. Во- первых, это конкретное преступное деяние (действие или бездействие) субъекта; во-вторых, его результат, состоящий в причинении вреда личности, имуществу, государственным и общественным интересам. В-третьих, на поведение лица и наступление последствий влияют объективные условия внешней среды. Наконец, при совершении преступления всегда присутствуют более или менее эффективный самоконтроль, оказывающий обратное влияние на поступок, самооценка и совершаемого, и себя самого.
Все эти элементы заключительного этапа генезиса преступления имеют как объективный, так и субъективный характер, причем объективные элементы (деяние, результат) осознаются и переживаются через призму ценностных ориентаций и мотивов поведения субъекта. Исполнение преступления изучается многими дисциплинами; уголовным правом, криминалистикой, судебной психологией, медициной, психиатрией. Криминологов в этом звене интересуют по меньшей мере три аспекта: реализация побуждений (мотивов) преступника; самоконтроль и самооценка; изменения личности, произошедшие в результате совершения деяния.
Таков в самых общих чертах механизм преступного поведения, характерный для умышленного (даже — для предумышленного) преступления. Здесь не рассмотрены преступления, совершаемые по неосторожности; за пределами схемы остаются и слабо мотивированные, иррациональные поступки, которых в жизни встречается немало. Все эти особенности механизма преступного поведения сказываются как на реализации причин преступления, так и на ответственности лица, его совершившего. Они тоже должны быть учтены при моделировании рассматриваемых процессов.
|