Потребностям тесно примыкают влечения, под которыми принято понимать трудно регулируемые, эмоционально окрашенные стремления, в основном органического (биологического) характера. Некоторые авторы, иначе интерпретируя это психическое явление, предпочитают говорить об инстинктоподобных образованиях. Так, Мак-Дауголл составил перечень следующих инстинктов человека: 1) бегство (страх); 2) неприятие (отвращение); 3) любознательность (удивление); 4) агрессивность (гнев); 5) самоуничтожение (смущение); 6) самоутверждение (воодушевление); 7) родительский инстинкт (нежность); 8) инстинкт продолжения рода; 9) пищевой инстинкт; 10) стадный инстинкт; 11) инстинкт приобретательства; 12) инстинкт созидания.
При всей спорности этого перечня видно, что некоторые из перечисленных психических образований вполне могут играть мотивирующую роль в преступном поведении, особенно когда они обладают высокой степенью интенсивности. Например, это относится к агрессивности, которую отдельные психологи считают прирожденным качеством, а также к самоутверждению, нередко выступающему в виде источника межличностных конфликтов. Иногда некоторые из влечений относят к категории чувств (эмоций), например страх, гнев, родительские чувства. Психологи насчитывают более 100 видов человеческих чувств, из них около 30 могут явиться мотивами преступных действий (например, негодование, тщеславие, честолюбие, сочувствие, любовь, месть, трусость и т.д.). По данным следственной и судебной практики, чувства составили мотив преступлений в 43% дел об умышленном убийстве и умышленном телесном повреждении. Мотивами нарушений подростками правил общественного поведения послужили: эмоции — в 33,2% дел, потребности — в 26,4%, взгляды и представления — в 23,4%, интересы — в 17%.
Известно, что многие случаи правонарушений возникают под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект.
Начальные звенья механизма противоправных поступков, совершаемых под влиянием влечений и эмоций, например потребности, в принципе те же, что и при рациональном поведении. Однако далее картина меняется: на этой стадии эмоции настолько овладевают правонарушителем, что психологический процесс постановки цели, выбора средств, правовой и нравственной оценки содеянного свертывается, становится формальным, и переход к действию следует подчас сразу же после появления образа желаемого объекта. Чувства, эмоции и влечения “выдвигают задачу удовлетворения конкретных способов ее решения и активируют моторику, не предопределяя реализации тех или иных действий. Аффективность представляет психофизиологические реакции, дающие лишь слепую движущую силу” . Вот почему “взрывчатые аффективные реакции с потерей способности самообладания называют примитивными реакциями” .
Аффективное поведение имеет важное значение для выживания организма в особых, критических условиях (неожиданная опасность, большое физическое или психологическое напряжение и т.д.). Но оно чревато негативными последствиями в стабильном обществе. Когда вместо того, чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, это отрицательно сказывается не только на нем, но и на окружающих. От сильного душевного волнения один шаг до оскорбления личности, хулиганской выходки или другого правонарушения. Влияние сильных чувств и эмоций на интеллект “может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии”.
Но сильные влечения и эмоциональное напряжение вызываются не только стечением внешних обстоятельств, создающих конфликтную или иную необычную ситуацию, которая приводит к глубоким бурным переживаниям. В не меньшей степени они зависят от тех элементов индивидуальной и общественной психологии, которые можно охарактеризовать как привычку “да-
вать волю своим чувствам” или как анархическую распущенность. Особенностями личности определяется и направленность эмоций, а также преобладание тех или других настроений и чувств.
Исследования поведения несовершеннолетних правонарушителей показывают, что психика многих из них заметно отличается от психики представителей контрольных групп — школьников и работающих подростков, соблюдающих требования морали и права. Так, при обследовании воспитанников колоний для несовершеннолетних и учащихся спецшкол у 36% были диагностированы заболевания нервной системы, в том числе в 3/5 случаев — психопатии; многих характеризует безволие, эмоциональная неустойчивость. Свыше 21% несовершеннолетних правонарушителей характеризуются невыдержанностью, у 35% не сформирована самостоятельность поведения. Многие преступления против личности совершаются и взрослыми субъектами в пылу ссоры, в состоянии возбуждения, часто связанного с пьянством. Выборочные исследования показали, что половина всех убийств — непредумышленные. Они заранее не готовились, и умысел на их совершение возник непосредственно перед преступлением, в результате ссор, конфликтов, взаимных обид.
Сочетание антиобщественной направленности личности, слабого развития интеллекта и эмоционального возбуждения приводит к тому, что механизмы внутреннего контроля оказываются малодейственными. Изучение даже таких преступлений, как грабеж и разбой, казалось бы, менее всего предполагающих эмоциональный фактор, тем не менее показывает, что в данном случае этот фактор довольно значителен. Свыше 30% лиц, совершивших грабеж и разбой, не могли объяснить, почему они это сделали, что косвенно свидетельствует об импульсивности их поведения. Не случайно 38,5% этих преступлений было совершено в клубе, на танцевальной площадке, в компании и т.п.; в 24% похищенное даже не было реализовано. Можно согласиться с выводом, что эти преступления совершались той категорией лиц, у которых “эмоциональные, чувственные начала господствуют над рациональными
57
...волевые процессы недолговечны, но интенсивны. Личность склонна немедленно добиваться желаемого, причем оценка цели под влиянием ситуации резко искажается по сравнению с другим, более нормальным для данного лица периодом”.
Самостоятельного рассмотрения заслуживают особенности мотивации поведения психопатических личностей. Как известно, с этими субъектами часто связаны представления об их повышенной криминальности, чуть ли не о прирожденных преступных качествах.
В действительности, как показывают многочисленные исследования, мотивы преступного поведения психопатов в основном те же, что и у здоровых людей, однако у них большей частью нарушена цепочка причинных связей от мотива к цели, принятие решения чрезмерно облегчено, а контрольные механизмы ослаблены.
В детальном исследовании этого вопроса, проведенном Институтом им. В.П. Сербского, психопатические личности были разделены на субъектов возбудимого круга (46%), которые характеризуются вспыльчивостью, раздражительностью, легким возникновением приступов гнева, ярости, аффективными разрядами по любому, даже незначительному, поводу; на истерических психопатов (19%), отличающихся театральностью, демонстративностью поведения, эгоцентризмом, лживостью, повышенной внушаемостью; на неустойчивых, или безвольных (16%), и др. Выделены два основных механизма формирования мотива преступного поведения: нарушение опосредования потребностей и нарушение их опредмечивания.
Нарушение опосредования потребностей состоит в разрушении у субъектов представления о социально приемлемых способах удовлетворения потребностей. Это происходит из-за неверных оценок и прогноза возможных последствий, искаженной оценки собственной личности и социальных норм — и в результате потребности принимают характер неотвратимых влечений и формируют импульсивные мотивы поведения.
При нарушении опредмечивания потребностей мотивы поведения отражают не внешнюю ситуацию и даже не потребности субъектов, а личностную дисгармонию. В этом случае реализация мотивов ведет не к удовлетворению потребностей, а лишь к временной разрядке субъективного напряжения. Иногда мотивы такого поведения носят характер заимствования, подчас даже характер внушения, и противоречат собственным установкам личности. Нередко мотивы поступков трудно объяснить.
Характерным примером замещения нереализованного чувства является дело Ш., который пытался устроить крушение поезда, потому что десять лет назад поезд в этом месте сбил его сестру. У Ш., работавшего пастухом, жизнь сложилась неудачно. Он был девятым ребенком (в семье одиннадцать братьев и сестер), отец умер, мать-алкоголичка выбросилась из окна. Объяснить мотивы своего поступка Ш. не мог. Перенос агрессии на неодушевленные предметы квалифицируется как акт вандализма, на людей — как хулиганство, нанесение телесных повреждений, убийство.
Анализ мотивации поведения психопатических личностей показывает, что нарушенным оказывается весь психический процесс, отражающий путь от потребности к поступку.
К числу особых следует отнести и такое состояние, при котором мотивация неосознанна, например, если противоправный поступок совершен в состоянии глубокого алкогольного опьянения или сильного аффекта, при большой усталости или болезни, а также в случае так называемых скоротечных преступлений, т.е. содеянных спонтанно, по существу — непроизвольно. К числу неосознанных мотивов могут быть отнесены проявления неустойчивых настроений, привычной асоциальности, бравады, а также патологические влечения, не исключающие вменяемости.
Итак, мы установили, что потребности, влечения и эмоции определяют мотивацию преступного поведения. Но человек стремится к удовлетворению не только актуальных потребностей, т.е. нужд сегодняшнего дня, а нередко направляет свои усилия на то, чтобы удовлетворить долговременные или потенциальные потребности, которые, как он ожидает, могут возникнуть в будущем (например, стремление обеспечить детей и внуков). Речь идет не только об индивидуальных, личных потребностях, но и о насущных нуждах и интересах окружения данного субъекта, начиная с семьи и кончая социальной группой, народом, Родиной. И это уже касается других аспектов мотивации, к которым относятся планы, проблемные ситуации и конфликты, также порождающие как правомерное, так и преступное поведение.
|